Шампиньоны помогают поддерживать нормальный уровень сахара в крови

Действуя через кишечную микрофлору, грибы заставляют печень синтезировать поменьше глюкозы.

Нет нужды лишний раз говорить о том, насколько важную роль в нашей физиологии играет уровень глюкозы в крови. Если ее слишком мало, ткани и органы начнут просто умирать от голода; с другой стороны, избыток глюкозы в крови нарушает биохимический баланс в клетках тела, нарушает реакции обмена веществ, и в итоге приводит к диабету.

Держать уровень глюкозы помогает гормон инсулин, вырабатываемый поджелудочной железой – он стимулирует клетки тела поглощать глюкозу из крови. Диабет обычно начинается как раз оттого, что инсулин либо плохо синтезируется в поджелудочной, либо он сам по себе плохо действует – клетки тела оказываются вдруг к нему нечувствительны. С другой стороны, количество глюкозы зависит еще и от ферментов, которые синтезируют глюкозу у нас в печени, в почках и в слизистой кишечника.

Исследователи по всему миру уже много лет изучают факторы, влияющие на уровень сахара в крови. Обычно и то, и другое зависит от того, что мы едим: одна еда нарушает глюкозный баланс, другая, наоборот, помогает держать сахар в норме. Сотрудники Университета штата Пенсильвания пишут в Journal of Functional Foods, что нормализовать уровень глюкозы можно с помощью шампиньонов.

В статье говорится о том, что грибы действуют как пребиотики, то есть они влияют на жизнедеятельность желудочно-кишечных бактерий. В целом тут нет ничего удивительного: микрофлора кишечника играет огромную роль в нашем обмене веществ, влияя в том числе и на метаболизм глюкозы. И часто, когда мы говорим о том, что та или иная еда так или иначе действует на нашу физиологию, то имеем в виду, что еда действует через посредничество бактерий: они поглощают некие питательные вещества, а потом выделяют разнообразные молекулы, действующие на наши биохимические реакции.

Маргерита Канторна (Margherita T.Cantorna) и ее коллеги взяли для эксперимента два вида мышей: у одних микрофлора была в норме, другие же были лишены каких-либо желудочно-кишечных бактерий. Тех и других кормили едой либо с добавлением шампиньонов, либо без них; доля грибов соответствовала тому, как если бы человек ел около 90 грамм шампиньонов ежедневно.

По словам авторов работы, грибы действовали на кишечных бактерий рода Prevotella, которые начинали активно выделять короткие жирные кислоты: масляную и янтарную. Про эти кислоты известно, что они влияют на гены, регулирующие глюконеогенез, то есть наш внутренний синтез глюкозы, о котором упоминалось выше. Действительно, благодаря грибам интенсивность синтеза глюкозы в печени падала; более того, мышиные клетки начинали, пусть и не намного, но вполне заметно более активно поглощать глюкозу из крови. У тех мышей, у которых бактерий не было, ничего такого не происходило – то есть грибы помогают поддерживать нормальный уровень глюкозы именно через микрофлору.

Возможно, в перспективе из шампиньонов удастся выделить конкретное вещество, которое помогает управлять метаболизмом глюкозы и из которого может получиться лекарство для диабетиков. Скорее всего, на наш обмен веществ грибы действуют точно так же, как и на мышиный, хотя так оно или не так, все равно надо проверить (а также выяснить, зависит ли полезный эффект о способа приготовления – все-таки мало кто из нас ест грибы сырыми). Так или иначе, ко всяческим полезным свойствам грибов добавилось еще одно, и это еще один повод не забывать про них в своем рационе.