Биологическое время можно определить по анализу крови

Чтобы определить время, которое показывают ваши внутренние часы, нужно оценить активность сорока генов.

Мы постоянно слышим о том, как важно жить в согласии с внутренними часами. Если вы вдруг сели есть, когда согласно биологическим ритмам время вовсе не обеденное, вы рискуете подпортить себе обмен веществ; а если такая неурочная еда будет случаться регулярно, то у вас сильно возрастают шансы получить избыточный вес и диабет. Но если мы хотим согласовать наши привычки, расписание и т. д. с нашими же биологическими часами? Тогда нужно понять, какое время они показывают. А это не очень просто, потому как понятные внешние симптомы, вроде дневной сонливости, на самом деле указывают лишь на то, что вы выпали из суточного ритма.

Кроме того, известно, что многие болезни по-разному ведут себя в разное время суток – например, в мужском организме последствия сердечного приступа будут серьезнее, если приступ случился во время сна; также и лекарства, и медицинские процедуры действуют по-разному в зависимости от того, на какой «внутренний час» они пришлись (в частности, год назад мы писали о том, что некоторые операции на сердце лучше делать в середине дня). Так что было бы очень хорошо, если бы у нас появился способ достаточно точно, быстро и просто определять наше биологическое время.

Известно, что биологическим часам подчиняются множество генов. Активность же гена можно определить по уровню матричных РНК, которая с него копируется – как мы знаем, молекулы РНК служат посредником, переносчиком генетической информации от ДНК к молекулярным машинам, синтезирующим белки. Исследователи из Северо-Западного университета из тысяч и тысяч человеческих генов отобрали сорок, которые удобнее всего использовать для оценки биологических ритмов – то есть они оставляют в крови достаточно заметные следы в виде РНК, и их активность сильно подчинена суточным ритмам.

Метод протестировали на одиннадцати добровольцах, и оказалось, что он позволяет угадать внутреннее время с точностью до двух часов. Конечно, и раньше были попытки оценивать определять время суточного ритма по крови, но в других методах для этого нужно было брать много образцов.
В новом методе, как говорится в статье в PNAS, достаточно всего лишь двух проб крови в течение суток. Авторы работы утверждают, что их анализ позволяет учитывать индивидуальные особенности в активности генов, и потому его можно использовать с любым человеком.