№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Новгороде нашли византийские торговые пломбы XII века

Византийские, именные, церковные и княжеские печати нашли там, где, вероятно, жила одна из княжеских дружин.

Летом 2018 года сотрудники Института археологии (ИА) РАН начали раскопки в Новгороде на участке на улице Знаменская, где собирались строить частный дом на месте уже снесенного деревянного здания послевоенного времени. Здесь, на этой части Торговой стороны, археологические исследования до сих пор не проводили. И раскопки дали результат: под фундаментом дома был обнаружен культурный слой глубиной 5 метров, нижняя часть которого относится к первой четверти XI века, а верхняя – к концу XV – началу XVI века. В небольшом по размеру раскопе (около 140 квадратных метров) археологи нашли участок Павловой улицы древнего Новгорода, остатки четырех средневековых усадеб XI–XIV веков и большое количество других артефактов, среди которых – коллекция древнерусских и византийских печатей и торговых пломб.

Печать из Знаменского раскопа. (Фото: ИА РАН)
Заготовки печатей. (Фото: ИА РАН)
Печати XI–XIII веков. (Фото: ИА РАН)
Византийские печати. (Фото: ИА РАН)
Весовые гирьки. (Фото: ИА РАН)

Печати – маленькие кружочки с оттиском, обычно из свинца – остались от средневековых грамот, большая часть которых в земле не сохранилась. Чтобы сделать печать, из свинца в каменной форме отливали заготовку, в которую вставляли металлический стержень. Затем из заготовки вынимали стержень, и получался свинцовый кружок со сквозным каналом.

Документ писали на пергамене, на краю листа особым образом делали отверстия и привязывали шнур. Шнур продевался в канал на заготовке, и специальными инструментами свинцовую заготовку сплющивали. Таким образом, канал зажимался, и печать уже нельзя было снять со шнурка – только отрезать. На щипках, которыми зажималась заготовка, было изображение или надпись, оттиск которого оказывался на мягком свинце. Как правило, это могло быть имя того человека, от имени которого был написан документ.

«…Найдена 21 печать и 6 заготовок, что очень много для такого небольшого раскопа. Важно, что нашли заготовки, потому что их находят только там, где ставят печати. Следовательно, здесь жили люди, которые имели право удостоверять какие-то распоряжения высшей власти – церковной или светской», – говорит Петр Гайдуков, заместитель директора ИА РАН.

Восемь печатей относятся к домонгольскому времени и датируются периодом между XI и началом XIII века. Большинство этих печатей – княжеские, что говорит о том, что здесь жили либо люди князя, либо те, кто получили от князя документ, удостоверяющий земельное пожалование – деревушку или, например, место в лесу, где они могли заниматься бортничеством. Также найдено одиннадцать печатей, относящихся к периоду со второй трети XIII по XV век. Это печати новгородских князей и князей служилых (князей, которых приглашали на службу в качестве военачальников), а также церковные печати, принадлежащие новгородским архиепископам.

Были найдены и именные печати: две печати новгородского архиепископа Далмата XIII века и печать посадника Федора. На печати нет отчества, но историкам известно, что в XIV веке в Новгороде было три разных посадника Федора. Также найдены печати без подписи – на них изображены Богоматерь и крест. Такими печатями наместники имели право заверять церковные документы. Обнаружен ряд печатей, связанных с управлением Новгородом: в частности, была найдена одна из государственных печатей новгородского Совета господ – органа управления Новгородской республики, в который входили архиепископ, посадник, тысяцкий, представители бояр и высшего духовенства. На одной стороне печати выбита надпись «Новгородская печать», а с другой изображен Иисус Христос на троне – такие печати использовались в Новгороде в XIV–XV веках.

Также в раскопе были найдены две византийские печати, датируемые первой половиной XII века. За почти столетнюю историю раскопок в Новгороде найдено около 50 византийских печатей. Как предполагают специалисты, они скрепляли не документы, а служили пломбами на товарах, привозных или отправляемых в Византию – следовательно, это материальные свидетели торговых связей между Новгородом и Византией. Как говорит Петр Гайдуков, «ещё недавно мы думали, что византийские печати тоже преимущественно связаны с какими-то официальными документами. Но два года назад за пределами средневекового Новгорода была раскопана усадьба конца XI – начала XII века со сфагистической коллекцией, включающей около 50 образцов. Большинство из них представляли торговые пломбы, или так называемые "маленькие печати", которыми опечатывали товар. Среди этих пломб было 15 византийских печатей, которые сами по себе очень маленькие. Именно тогда появилась мысль, что ими скрепляли не только официальные документы, но и опечатывались товары. И две печати Знаменского раскопа, скорее всего, тоже связаны не с политической, а экономической деятельностью».

Сейчас пока нельзя точно сказать, кто жил здесь в средние века. Но уже очевидно, что тут было много мужчин и очень мало женщин и детей. Присутствие женщин обычно выдают женские украшения, в том числе стеклянные женские браслеты, которые, как правило, находят на новгородских раскопах в большом количестве: браслеты легко ломались, их часто выкидывали. Но на Знаменском раскопе женских украшений нашлось очень мало.

С другой стороны, кто тут жил, можно понять по обувным подошвам. Их размеры указывают на пол и возраст хозяев обуви: обычно маленькая подошва соответствует от детской обуви, средняя – женской, и большая, как правило, мужской. В Знаменском раскопе археологи обнаружили преимущественно подошвы от мужской обуви. Как полагают исследователи, это говорит о том, что здесь жил какой-то мужской коллектив, возможно княжеская дружина, потому что усадьба, судя по находкам, не была ни купеческой, ни боярской.

«На одной из печатей есть надпись “Федова печать, княже ста”. Фед – это имя, достаточно известное по средневековым текстам, а “княже ста” может расшифровываться как “княжеская сотня”. Мы знаем, что в Новгороде часть территории была поделена на сотни, и по документам известно, что среди них были две княжеских сотни. Возможно, здесь как раз было место расположения одной из дружин», – отмечает Петр Гайдуков.

Результаты полевых исследований были представлены на XXXIII конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология».

 

По материалам пресс-службы ИА РАН.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее