Средневековую крепость в Туве удалось датировать с точностью до времени года

Чтобы установить время строительства, использовали «событие Мияке» – всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году.

Пор-Бажын в 2006 г., до раскопок 2007–2008 гг. Фото: МЧС.
Раскопки в крепости. Июль 2007 г. Фото: А. Панин.
Неиспользованные при строительстве брёвна лиственницы. Фото: И. Аржанцева.
Ещё один вид на крепость. Фото: А. Панин.
Спил одного из стволов. Микрофотография. Фото: P. Doeve.

Международному коллективу исследователей удалось датировать время постройки средневековой крепости в Туве с точностью до года и сезона. Статья об этом опубликована в журнале PNAS, её краткий пересказ распространила пресс-служба географического факультета МГУ.

Глинобитная крепость Пор-Бажын находится в одном из самых труднодоступных районов Республики Тыва – на острове в озере Тере-Холь. Её впервые обследовал географ и этнограф Дмитрий Клеменц в 1891 году. В 1950-60-х гг. в Пор-Бажыне прошли первые раскопки. Их проводил Севьян Вайнштейн. Ему удалось доказать, что крепость возвели в VIII веке, в период третьего Уйгурского каганата.  По косвенным данным археолог предположил, что Пор-Бажын построили около 750 года.

В 2007–2008 годах в крепости прошли новые раскопки. Однако оказалось, что её культурный слой очень бедный: судя по всему, укрепление почти не использовали. Из-за этого точно датировать её по находкам оказалось невозможно. Зато выяснилось, что для разметки площади перед строительством использовали стволы лиственницы. Они были замурованы в основании глинобитных стен и хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Исследователи сделали спилы и продатировали их радиоуглеродным методом. «Точность единичных дат обычно 50-100 лет, что для средневековой археологии слишком грубо. Но если продатировать последовательные группы древесных колец, то путем статистической обработки можно получить время гибели дерева с точностью до десятилетия», – поясняет Андрей Панин, профессор географического факультета МГУ, заместитель директора Института географии РАН.

«Радиоуглерод» «дал» дату, на 20–30 лет превышавшую предполагаемую – он показал, что деревья спилили в 770-х годах, а это уже совсем другой исторический контекст. В то время правил каган Идигянь, сделавший официальной религией манихейство  – религиозное учение, основанное на христианстве, но впитавшее в себя элементы зороастризма и буддизма. Но уже в 779 году случился антиманихейский переворот, и каган был убит.

Новый контекст позволил объяснить, почему укрепление не использовали: это мог быть не оборонительный пункт, а манихейский монастырь. «Если монастырь был построен накануне переворота, то прежние правители им просто не успели воспользоваться, а новым он был уже не нужен – так объясняется главная загадка Пор-Бажына», – считает Андрей Панин.

Однако доказать гипотезу долго не удавалось: для этого нужно было установить время строительства с точностью до года. Но в 2012 году японские исследователи опубликовали статью в Nature, в которой привели датировки единичных годичных колец 1800-летнего кедра. Они, в частности, обнаружили всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году, который был связан с аномальной вспышкой на Солнце в тот год. Явление стали называть «событием Мияке»  (по имени первого автора статьи). У исследователей Пор-Бажына сразу возникла идея использовать это событие для датировки крепости, но из-за организационных и финансовых сложностей сделать это удалось только в 2018 году.

Спилы лиственницы из стен Пор-Бажына отправили в лабораторию Гронингенского университета, и в одном из них, в третьем кольце от коры, нашли «то самое событие Мияке». Вдобавок дендрохронологи из Гронингена изучили самое молодое кольцо на клеточном уровне и определили, что дерево срубили летом. Так установили не только год, но и сезон, когда началось строительство – лето 777-го. А археологи смогли сказать, сколько продолжалось строительство: два летних сезона. «Ну а в 779 г. случился тот самый переворот – наша гипотеза подтвердилась. Наше исследование – наверное, первый в мире пример использования радиоуглеродной диагностики астрофизических событий средневековья для точного датирования археологических памятников», – заключает Андрей Панин.

В последние годы японские и американские исследователи обнаружили ещё два события Мияке – в 660 г. до н.э. и в 994 г. н.э., а значит, совсем скоро нам стоит ждать новых открытий.

По материалам пресс-службы географического факультета МГУ