№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Вирус тысячи слухов

Для нового коронавируса посчитали число сплетен.

По мере того, как эпидемия коронавируса набирала обороты, на его счёт появлялось всё больше слухов, сплетен, конспирологических теорий и пр. И вот сейчас American Journal of Tropical Medicine and Hygiene опубликовал статью, в которой подсчитывается число этих самых коронавирусных слухов сплетен и пр. Авторы работы искали их, разумеется, в соцсетях, а также в газетных статьях и телевизионных передачах.

В результате удалось насчитать более 2300 коронавирусных слухов, которые обсуждали в 87 странах на 25 языках с декабря 2019 года по апрель 2020. Большая их часть (89%) была просто слухами, когда о вирусе сообщают неподтверждённую информацию: например, что его можно убить, если пить крепкий алкоголь. Подтвердить это можно было бы медицинскими исследованиями, в которых больные с вирусом излечивались бы от него, регулярно принимая на грудь, или же другими исследованиями, в которых крепкий алкоголь не пускал в организм SARS-CoV-2. Однако все, кто сталкивался с таким слухом, знает, что аргумент в пользу алкогольной защиты обычно выглядит либо как чей-то очень престарелый и одновременно очень здоровый родственник, который регулярно «употреблял» и к которому «никакая зараза не липла», либо же это рассказы про некую организацию, в которой все носили маски, пропитанные спиртом, и никогда не болели.

Ещё около 8% коронавирусных слухов представляют собой конспирологические теории. Как бывает во всех конспирологических теориях, появление вируса относили на счёт чьей-то злой и порочной воли. Ещё 3,5% коронавирсных слухов оборачивались предубеждениями или преследованиями против тех, кто случайно чихнул в общественном месте, кто приехал из соседнего села/города/области/другой страны (потому что в слухах любой приезжий порой становился рассадником заразы); разумеется, сюда же относятся предубеждения и преследования по национальному признаку, когда любой китаец или просто человек с моноголоидной внешностью оказывался распространителем вируса.

Четверть всех слухов касалась собственно болезни, то есть клинических симптомов, смертности, заразности и т. д.; ещё 19% слухов касались способов лечения, вроде вышеупомянутого целебного алкоголя. Но не только: от коронавируса предлагали лечиться чесноком, употреблением отбеливающих средств, витамином С, коровьей мочой; для защиты от вируса рекомендовали избегать пряностей в еде и дышать влажным воздухом.

Как и коронавирусная инфекция COVID-19, коронавирусные сплетни распространялись волнами. Первая имела место со второй половины января по середину февраля, вторая – с середины февраля и по первую неделю марта, и третья – с первой недели марта и до конца марта (причём третья волна оказалась особенно урожайной на слухи). Конечно, динамика коронавирусых сплетен и слухов зависят от распространения болезни, но притом они зависят и от каких-то сугубо социально-медийных факторов и не обязательно совпадают с волнами COVID-19.

Возможно, на всё это не следовало бы обращать слишком много внимания, но слухи и сплетни порой имеют весьма печальные последствия. Например, слухи о «противовирусном алкоголе» довели около 6000 до госпитализации, а 800 человек вообще умерли – потому что оборонялись от коронавируса некачественным алкоголем, в котором кроме пищевого спирта было много ядовитого метанола. В Индии были случаи, когда люди травились, употребляя спиртовый напиток на основе дурмана – опять-таки чтобы защититься от вируса. Так что для того, чтобы к жертвам коронавируса не добавлялись жертвы слухов, хорошо бы знать, что это за слухи, как они распространяются и как ними можно бороться.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее