В чём польза безбелковой диеты
Уменьшение количества трёх аминокислот в пище помогает похудеть – и помогает, видимо не только мышам, но и людям.
Если мы хотим похудеть, мы садимся на диету. Но в диете важно не только меньше есть, но и что именно есть. То есть нужно не просто урезать калории, но проследить, с какой пищей они к нам поступают. Иногда для того, чтобы оздоровить обмен веществ, нужно не столько уменьшить количество еды, сколько перейти на какие-нибудь другие продукты.
Поэтому среди диет есть те, которые делают упор на растительной пище (причём на определённых видах овощей и фруктов), есть те, в которых очень мало углеводов, но зато много жиров (кетогенные диеты), есть те, в которых очень мало белка. Если говорить о безбелковых диетах, то пользу от них заметили очень давно, едва ли не сто лет назад, и пользу эту удалось подтвердить в опытах на животных. Но как именно безбелковая диета приносит пользу? Какие биохимические механизмы тут работают?
Сотрудники Висконсинского университета в Мадисоне считают,что тут дело во многом в трёх аминокислотах – лейцине, изолейцине и валине. Их ещё называют аминокислотами с ветвящейся цепью: их молекулы, как у всех органических веществ, построены на скелете из атомов углерода, и вот эта углеродная структура у валина, изолейцина и лейцина даёт характерные отростки. Они также относятся к незаменимым аминокислотам, то есть организм млекопитающих синтезировать их не может, и должен получать с пищей. Полностью отказаться от них нельзя, но, как показывают эксперименты, до какой-то степени ограничить их содержание в пище всё-таки стоит.
В одном случае исследователи примерно на две трети сокращали содержание валина, лейцина и изолейцина в мышином корме. (Общее число калорий не сокращали – и мыши могли есть столько, сколько хотели.) Самцы мышей, которые всю жизнь питались таким кормом, прожили на 30% дольше, чем обычные самцы. При этом самки жить дольше не стали, из чего можно сделать напрашивающийся вывод, что обмен веществ в мужском и женском организме во многих моментах отличается, и в женской диете должны быть свои особенности, а в мужской – свои.
Если говорить о биохимическом механизме, то у самцов на диете был менее активен целый комплекс реакций, связанных с ферментом mTOR. Он влияет на синтез белка в клетке и на клеточное деление; чем активнее mTOR и регуляторные молекулярные комплексы, в которые он входит, тем больше белка синтезируется и тем энергичнее клетка делится. Известно, что подавление mTOR нормализует обмен веществ и продлевает жизнь. Среди активаторов mTOR – некоторые аминокислоты, и среди них, очевидно, пресловутые валин, лейцин, изолейцин.
В другой серии экспериментов исследователи решили узнать, есть ли разница между этими аминокислотами в том, как они влияют на обмен веществ. Теперь мышам так подбирали корм, чтобы там был минимум или валина, или лейцина, или изолейцина. В статье в Cell Metabolism говорится, что уменьшение количества лейцина в еде почти никаких положительных эффектов не оказывало; более того, недостаток лейцина в чём-то был для мышей даже вредным. Больше всего пользы было от урезанного изолейцина: у мышей на безизолейциновой диете был наиболее здоровый обмен углеводов и наиболее тонкая талия, если можно так сказать. Эффект от уменьшения валина был похожий, но слабее.
Похожий опыт поставили на животных, растолстевших на жирах и углеводах. Когда у них в пище понижали уровень изолейцина, мыши начинали есть больше, но одновременно теряли вес: много калорий у них сжигалось просто во время отдыха.
Значит ли всё это, что мы тоже можем выбрать себе ежедневное меню без изолейцина и потом, лёжа на диване, прислушиваться, как наши лишние калории сами собой сгорают в тепло? В общем, есть определённые данные, которые говорят о том, что у людей всё может происходить так же. Исследователи воспользовались медицинскими данными, собранными в штате Висконсин: в частности, там были сведения о том, сколько чего человек ел и какой у него индекс массы тела. Когда индекс массы тела становится выше определённой отметки, это указывает на нездоровый обмен веществ и на приближающееся ожирение. Выяснилось, что у людей количество изолейцина в пище связано с весом: у кого в еде было много изолейцина, индекс массы тела тоже был больше.
Тем не менее, здесь всё равно нужны дополнительные исследования, которые бы проводились на людях, а не на мышах: всё-таки мы и мыши – разные виды, с разной продолжительностью жизни, с разным питанием и т. д. В конце концов, довольно непросто создать диету, в которой было бы мало именно этих трёх аминокислот (или хотя бы двух, если вспомнить, что говорилось выше про лейцин). В животной пище изолейцина, валина и лейцина обычно заметно больше, чем в растительной пище. Но изолейцин, валин и лейцин – незаменимые аминокислоты, и хорошо бы точно знать, до какого уровня их можно уменьшить в еде, чтобы организм не начал страдать от их недостатка.