Молодые мамы стареют от недосыпа

У женщин, которые в первый год материнства спали меньше семи часов день, биологический возраст убегает на несколько лет вперёд.

Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнили, как выглядит ДНК во время беременности и в первый год жизни ребёнка у тридцати трёх женщин в возрасте от 23 до 45 лет. Исследователей интересовали концевые участки хромосом, которые называются теломерами. Известно, что длина теломер – один из показателей биологического возраста: чем клетка старше, тем её теломеры короче. Дело в том, что когда клетка делится, она удваивает каждую свою хромосому, чтобы каждой из двух дочерних клеток досталось по копии. Но белки, которые занимаются репликацией (удвоением ДНК) устроены так, что они не могут дочитать и докопировать нить ДНК до конца. То есть на конце каждой хромосомной ДНК есть кусок, который не копируется в новую ДНК, так что новая ДНК оказывается чуть короче, чем старая.

Если бы на конце хромосомы сидели гены, кодирующие белки, или ещё какие-нибудь важные ДНК-последовательности, то случилась бы беда: в укороченной хромосоме их бы не было совсем, или же они были бы повреждены. Но на концах ДНК сидят бессмысленные теломеры, которые ничего не кодируют – они просто помогают клеткам делиться без вреда для генома.

Однако теломеры не бесконечны. Когда они укорачиваются до определённого размера, клетка делиться уже не может. Иными словами, старая клетка – это та, которая исчерпала лимит делений. Дальше ей остаётся только умереть. Есть специальный фермент под названием теломераза, который удлиняет теломеры. Но теломераза работает только в стволовых клетках и в некоторых раковых. И если мы видим, что в какой-то клетке теломеры короче, чем следовало бы, это значит, что организм слишком активно расходует клеточные ресурсы. Заодно нужно учитывать, что старые клетки с короткими теломерами не всегда умирают по-тихому – бывает, что они продолжают существовать, повышая вероятность разных хронических болезней, вплоть до онкологических.

Но теломеры – не единственный показатель биологического возраста. Исследователи также оценивали эпигенетику молодых мам. Эпигенетика, или, говоря более корректно, эпигенетические модификации, представляют собой несколько молекулярных механизмов, которые надолго меняют активность генов. Обычно имеют в виду модификации на самой молекуле ДНК или на белках, которые её упаковывают в клетке: определённые химические группы, присоединяясь к ДНК или связанным с ней белкам-упаковщикам, повышают или понижают активность генов.

Известно, что эпигенетические изменения происходят в связи с самыми разными событиями. Например, стресс или  диета влияют на эпигенетику определённых генов; в свою очередь, изменения в эпигенетике влияют на дальнейшую активность этих генов и вообще на самочувствие клетки. Соответственно, с возрастом на ДНК появляется «узор старости» – эпигенетические модификации, которые не дают генам работать так, как они работали в молодости. И поскольку эпигенетические метки остаются очень и очень надолго, по их узору можно оценить биологический возраст клетки и всего организма в целом.

В статье в Sleep Health говорится, что у некоторых женщин и теломерные, и эпигенетические «часы» после рождения ребёнка убегали вперёд, и связано это было со сном. С маленькими детьми бывает трудно выспаться, особенно, если за ними больше некому следить. Те мамы, которые в течение года спали в среднем меньше, чем семь часов в сутки, были на 3–7 лет старше мам того же возраста, которые спали семь часов и больше.

Недостаток сна расстраивает суточные ритмы, от которых у нас зависит буквально всё, от обмена веществ до иммунитета и работы мозга. Но в данном случае исследователи не проверяли, изменилось ли что-то в физиологии матерей, чей биологический возраст убежал вперёд, появились ли какие-то нехорошие отклонения в обмене веществ или иммунной системе. Не обязательно, что у женщины, которая мало спала в первых год материнства, непременно возникнет какое-то заболевание. Однако всё равно следует учитывать, что организм запоминает стресс от недосыпа, который заставляет нас преждевременно стареть.