Обезьяны-ударники

Стуча по деревьям, шимпанзе делают это так, чтобы их ритм отличался от чужой ударной партии.

Шимпанзе общаются друг с другом не только рычанием, уханьем, визгом и другими голосовыми сигналами. Когда шимпанзе бродит по лесу и ему вдруг становится нужно сообщить о себе другим шимпанзе, он бросается на толстый ствол дерева и начинает по нему барабанить руками и ногами. При этом он издаёт характерные стоны и визги, но и удары по дереву имеют свой смысл — они, как пишут в Animal Behaviour сотрудники Сент-Эндрюсского университета, служат чем-то вроде личной подписи.

(Фото: University of St Andrews )

Исследователи наблюдали за несколькими шимпанзе в лесах Уганды, и за несколько недель сумели выучить характерную манеру каждого «ударника». Например, один самец барабанил очень быстро и ровно, другой же предпочитал более синкопированный, более джазовый, если можно так сказать, ритм. И если кто-то бил по деревьям только руками, то были и те, кто стучал руками и ногами. Вообще говоря, склонность шимпанзе барабанить по деревьям известна давно, но сейчас речь о том, что их перкуссионные упражнения несут печать индивидуальности — каждый шимпанзе предпочитает стучать в своём стиле.


Причём стучат обезьяны таким образом только тогда, когда они где-то ходят одни или в составе небольшой группы. Удары можно услышать за километр — сравнительно далеко, если учесть, что дело происходит во влажном густом лесу. Само собой напрашивается предположение, что шимпанзе сообщают так о себе своим товарищам — если тебя не видно, если ты скрыт за деревьями, то лучше использовать индивидуальный стиль «игры на ударных».

Отчасти это похоже на голосовые подписи кашалотов: обмениваясь звуковыми сообщениями, кашалоты обязательно указывают, из какой они группы, из какого китового клана. Но шимпанзе не всегда сообщают о себе. Время от времени как бы забывают про свой стиль и стучат анонимно, так, чтобы их нельзя было узнать. Вероятно, иногда им бывает нужно заявить о том, что они здесь есть, но одновременно скрыть свою личность; то есть они сообщают, что на их месте просто есть какой-то шимпанзе.

Подобные сообщения как будто заставляют поверить в то, что у обезьян есть какая-то культура (особенно если заодно вспомнить про их загадочный ритуал с бросанием камней). Однако с такими выводами надо быть осторожнее. Культура — это не просто умение что-то делать, это передача умения из поколения в поколение и одновременно накапливание ошибок, отклонений, альтернативных вариантов, которые отличают одну культурную традицию от другой. И тут далеко не все готовы согласиться, что у шимпанзе (или горилл, или орангутанов) есть культура: год назад мы писали о том, что у человекообразных обезьян нет таких поведенческих особенностей, которые отличали бы одну популяцию от другой, и вся их «культура» — это просто постоянное изобретение велосипеда.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее