Жир делает иммунитет лёгким на воспаление
…что порой идёт на пользу, но иногда и во вред.
Речь пойдёт о насыщенных жирах, о которых мы часто слышим много нехорошего. Вот и сейчас сотрудники Университета штата Орегон в Портленде обнаружили, что одна из насыщенных жирных кислот, пальмитиновая, делает организм беззащитным перед сепсисом, или общим заражением крови.
Пальмитиновую кислоту вводили мышам, после чего у животных повышался уровень воспалительных иммунных молекул — сигнальных белков-цитокинов, определённых гормонов и пр. Нечто похожее происходило с мышами, которых держали на пище с высоким уровнем животных жиров и углеводов (так называемая «западная диета»), и с мышами, которых держали на кетогенной диете, в которой мало углеводов, но зато много тех же жиров.
При сепсисе развивается общее воспаление, распространяющееся по всем тканям и органам; начинается оно с инфекционной бактерии, но сила воспаления зависит во многом от самой иммунной системы. Если иммунитет склонен к сильному воспалению, то высок риск от сепсиса умереть; именно это и происходило с мышами на жирной диете, у которых провоцировали сепсис.
Вообще способность жирной пищи провоцировать воспаление — не такая уж новость. Однако в том, что насыщенные жиры повышают готовность иммунитета к воспалению, обнаружилась и некоторая польза. В статье в eLife исследователи пишут, что пальмитиновая кислота помогает иммунной системе бороться с инфекциями.
Когда у нас в организме появляется инфекция, то первым срабатывает врождённый, неспецифический иммунитет: его клетки и молекулы борются с общей угрозой, не обращая внимания на её конкретные признаки. Дальше вступает в дело адаптивный, приобретённый иммунитет — он уже целенаправленно атакует конкретную бактерию или вирус. Особенность врождённого иммунитета в том, что он способен запоминать, с кем он боролся. Однако в каком-то смысле память есть и у врождённого иммунитета: столкнувшись с инфекцией в первый раз, в следующий раз он ответит на неё сильнее. Это значит, что стволовые клетки, которые производят клетки врождённого иммунитета, в следующий раз будут работать активнее — они будут как бы натренированы на то, чтобы быстрее ответить на угрозу. (Отвечать они будут по-прежнему на обобщённую угрозу, как и положено врождённому иммунитету, хотя несколько лет назад мы писали, что врождённый иммунитет способен отчасти запоминать конкретный патоген «в лицо», как это делает иммунитет адаптивный.)
Пальмитиновая кислота, которая стимулирует воспаление, стимулирует тем самым «память» врождённого иммунитета: стволовые клетки, подстёгнутые насыщенным жиром, в будущем дадут больше функциональных клеток, которые пытаются избавить организм от инфекции. Сами клетки врождённого иммунитета активно пользуются воспалительным оружием, и у мышей после пальмитиновой кислоты в ответ на грибковую инфекцию развивалось мощное воспаление, так что грибок очень быстро исчезал — намного быстрее, чем у обычных мышей.
Проблема в том, что воспаление — оружие обоюдоострое, и если жир слишком сильно стимулирует врождённый иммунитет, то и воспалительный ответ на инфекцию оказывается слишком сильным, как оно и бывает при сепсисе. (О том, что жир помогает иммунитету бороться с инфекциями, мы уже как-то писали, только тогда речь шла о том, что во время инфекции кроветворным клеткам вообще нужно больше энергии, которую они получают как раз из жиров.)
Однако воспалительный эффект от насыщенного жира можно снять ненасыщенным. Мышам после насыщенной пальмитиновой кислоты давали полиненасыщенную олеиновую, которой много содержится в оливковом масле и других растительных маслах — и мышиный иммунитет переставал быть «сверхвоспалибельным».
Эти результаты ещё надо будет перепроверять на людях, и если они подтвердятся, то можно будет подумать о каких-нибудь клинических методах, которые позволят управлять воспалительной силой врождённого иммунитета с помощью насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.