Как зелёный свет облегчает боль

Зелёный свет активирует внутреннюю обезболивающую систему мозга, связанную с опиоидными рецепторами и пептидами энкефалинами.

Какое-то время назад было замечено, что зелёный свет, особенно светодиодный зелёный, смягчает боль. Поначалу это были отдельные и случайные наблюдения, касающиеся людей с мигренями, артритом и фибромиалгией; потом анальгезирующие свойства зелёного света удалось показать уже и в целенаправленных экспериментах с животными. Однако до последнего времени оставалось неясным, что за механизм тут работает.

Сотрудники Фуданьского университета начали с того, что решили проверить, какие из светочувствительных клеток сетчатки связаны с этим световым обезболиванием. Исследователи последовательно отключали у мышей разные фоторецепторы и в итоге пришли к выводу, что анальгезирующий эффект зелёного света зависит частично от палочек и полностью зависит от колбочек: если колбочки не работали, зелёный свет вообще ничего никак не обезболивал. Палочки чувствительны к изумрудно-зелёной части спектра, а среди колбочек есть такие, которые специализируются на зелёно-жёлтом, так что следовало ожидать, что обезболивающий эффект будет зависеть и от тех, и от других.

Все сенсорные сигналы, кроме обонятельных, собираются в отделе мозга под названием таламус, который дальше отправляет их тем или иным получателям. Сам таламус устроен сложно; в нём есть структура, называющаяся коленчатым телом, соединённая с оптическим нервом. В коленчатом теле различают несколько нейронных групп — ядер. Одно из этих ядер (вентролатеральное коленчатое ядро, vLGN) отвечает за обезболивающее действие зелёного света. В статье в Science Translational Medicine говорится, что в обезболивающем ядре vLGN есть нейроны, синтезирующие проэнкефалин — пептидный гормон, который после расщепления даёт два вида энкефалинов.

Энкефалины же, как мы знаем, связываются с опиоидными рецепторами на нервных клетках, помогая снять стресс и унять боль. Проэнкефалиновые нейроны ядра таламуса посылают сигналы в ствол мозга, в так называемые ядра шва, которые тоже работают с энкефалинами и которые отвечают, в том числе, и за болевые ощущения. То есть зелёный свет включает опиоидное обезболивание, которое обеспечивают энкефалиновые нейроны нашего сенсорного хаба таламуса и продолговатого мозга. Можно было с самого начала предположить, что тут задействована внутренняя обезболивающая система с энкефалинами, но одно дело предполагать, а другое дело — продемонстрировать механизм всей сигнальной цепочки. Правда, хотелось бы ещё понять, почему именно зелёному свету выпало облегчать боль в нервной системе млекопитающих.