№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Алкоголь никого не красит

…хотя и прибавляет смелости.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что алкоголь никого не красит? Сильно пьющего можно узнать по внешности, даже когда он трезв — зависимость накладывает отпечаток. Но речь о другом: как мы видим других людей, будучи сами в подпитии. Есть распространённое мнение, что с пьяных глаз кто угодно кажется милым и красивым. Этим вроде как отчасти объясняется склонность пьяных (не всех, но многих) общаться с окружающими, особенно с противоположным полом. В английском языке есть даже выражение «пивные очки», по аналогии с «розовыми» и «чёрными» — все они искажают реальность.

Сотрудники Стэнфордского университета и Университета Питтсбурга решили экспериментальным образом проверить, так ли это. Экспериментировали они не над собой — в исследовании участвовало несколько десятков мужчин от 21 до 27 лет. Молодые люди приходили в лабораторию вместе с другом, чтобы наиболее достоверно сымитировать обычную товарищескую встречу, когда вы сидите с кем-то и разглядываете окружающих. Молодым людям показывали фото и видео с женщинами, которых нужно было ранжировать по привлекательности. Исследователи говорили подопытным, что потом их ждёт ещё один эксперимент, в котором нужно будет участвовать с одной из этих женщин, и не будут ли они так добры заодно сказать, какую из них они хотели бы в напарницы.

Молодые люди приступали к эксперименту либо оба трезвые, либо оба выпившие — им давали столько алкоголя, сколько нужно, чтобы его уровень в крови дошёл до легальных 0,08% (с большими процентами в крови в США уже нельзя садиться за руль). В статье в Journal of Studies on Alcohol and Drugs говорится, что никаких «пивных очков» у подопытных не появлялось: они одинаково оценивали привлекательность женщин будучи трезвыми и будучи пьяными. В то же время алкоголь влиял на готовность к общению. Трезвый мужчина мог считать женщину весьма привлекательной, но в качестве напарницы для следующего предполагаемого эксперимента он выбирал кого-то другого. Выпив, тот же мужчина был готов общаться именно с той, кто ему больше всего нравилась. Не каждый готов общаться с предметом своего интереса, в застенчивости и робости боясь выказать свои чувства — ну, вот алкоголь-то эту застенчивость и превращает в смелость. Зато он, по крайней мере, не заставляет льстить.

Один из соавторов работы, Майкл Сайет (Michael A. Sayette) из Университета Питтсбурга, уже как-то публиковал статью о том, что алкоголь социализирует мужчин, и о тех его экспериментах мы тоже рассказывали. Новые результаты, как видим, вполне согласуются со старыми. Тогда же получалось, что женщины от алкоголя социализируются, в общем, меньше (не будем забывать, что тут всё статистические данные, и индивидуальные случаи, которые кому-то приходят на ум, остаются индивидуальными случаями). Но всё равно хотелось бы каких-нибудь данных о женских «пивных очках» — есть они или нет, а может, у женщин они работают наоборот, и мужчины кажутся им менее прекрасными, чем на самом деле.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее