Страх высоты уходит вместе с арахнофобией
Помогая человеку избавиться от боязни пауков, можно заодно ослабить страх высоты – если, конечно, он у него есть.
Один из способов лечения навязчивых тревог и страхов – экспозиционная терапия, или просто экспозиция. Суть её в том, что пациенту предъявляют источник тревоги или страха в отсутствие прямой опасности. Это не значит, что человеку с арахнофобией просто сажают на руку какого-нибудь слабенького паука, и потом изо всех держат его, чтобы он не стряхнул паука и не убежал. Всё, конечно, сложнее: борьба со страхом может начинаться с фотографий или с попыток представить пугающий объект в воображении, а психолог (психотерапевт) не просто говорит, что бояться нечего, но и пытается на каждом шаге понять, почему пациент боится этого объекта, чего именно он в нём боится и т. д. И постепенно человек преодолевает свой страх.
Часто страхи и тревоги приходят компаниями, то есть тревогу и страх вызывают сразу несколько вещей. Но пусть они и пришли вместе, разбираться с ними нужно по отдельности – это кажется вполне очевидным. То есть если человек одновременно панически боится высоты и панически боится пауков, экспозиционную терапию нужно проводить отдельно с высотой и с пауками. Однако сотрудники Рурского университета пишут в Translational Psychiatry, что как раз в случае страха высоты и арахнофобии можно, так сказать, убить одним выстрелом двух зайцев.
Исследователи работали с полусотней человек, у которых были оба этих страха, но экспозиционную терапию с ними проводили только против арахнофобии. Силу страха высоты и боязни пауков измеряли несколько раз в ходе терапии с помощью специальных опросников. Боязнь пауков заметно отступала, но вместе с ней на 15% слабел страх высоты. Причём пациенты не просто сами говорили о том, что они стали меньше бояться высоты, это было видно по поведенческим тестам (то есть они не просто говорили, но и вели себя так, как если бы стали меньше бояться высоты).
Однако прежде чем обсуждать новые терапевтические перспективы, хорошо бы понять, почему так получается, и происходит ли нечто подобное с другими фобиями. Очевидных связей между высотой и пауками не просматривается, но может быть, между ними есть связи неочевидные? И, возможно, похожие связи могут формироваться между другими вещами, которые становятся причиной клинических страхов и тревог? Если разобраться в соответствующих психических процессах, можно повысить эффективность той же «антиарахнофобной» терапии: чтобы по её итогам страх высоты уменьшался не на 15%, а исчезал вообще.