Козы слышат наше настроение

Козий «эмоциональный интеллект» работает не только на глаз, но и на слух.

О том, что козы понимают человеческие эмоции, мы уже как-то писали. Козам показывали фото со счастливыми или сердитыми лицами, и оказалось, что козы предпочитают смотреть, подходить и тыкаться мордой именно к счастливым людям.

В новой статье, опубликованной в Animal Behaviour, говорится о том, что козы понимают человеческие эмоции не только на глаз, но и на слух. Эти эксперименты ставили отчасти те же исследователи, что и эксперименты с фотографиями. Двадцати семи козам давали послушать разные человеческие голова, чтобы они к ним привыкли. Голоса звучали либо радостно и счастливо, либо раздражённо и зло – то есть козы привыкали к голосу, который либо всё время чему-то рад, либо всё время на что-то злится. Всё это происходило в максимально естественных условиях: экспериментальное помещение с динамиками и видеокамерами сооружали прямо на выгоне, на котором козы паслись каждый день – то есть их не возили ни в какую лабораторию, а наоборот, лаборатория приехала к ним.

Слушая голоса, козы постепенно переставали обращать на них внимание. И тогда настроение у голосов менялось: те, которые раньше были счастливы, начинали злиться, и наоборот. Человек в динамике оставался тот же (то есть тембр не менялся), текст оставался тот же (короткая фраза, произнесённая много раз) – тем не менее, при смене настроения козы быстро поворачивали голову в сторону звука и дольше смотрели туда, откуда он был слышен. То есть они реагировали на смену эмоций. Причём реагировали большинство, но не все; по мнению исследователей, это может указывать как на умственные различия между козами (кто-то из них более развит, чтобы чувствовать эмоции другого биологического вида), так и на какие-то другие факторы. Как было сказано, в эксперименте было двадцать семь коз, самок и кастрированных самцов, разных пород и разного возраста. Но для того, чтобы точно сказать, влияет ли на козий «эмоциональный интеллект» возраст, порода и т. д., нужны эксперименты с большим числом особей.

Мы привыкли к эмоциональному взаимопониманию с собаками и кошками, однако в наших эмоциях могут разбираться и другие животные. Козы не единственные: мы рассказывали, что лошади видят человеческую злость, свиньи любят людей почти так же, как собаки (хотя в этом случае речь идёт не об обычных свиньях, а о карликовых домашних), а овцы узнают людей в лицо – можно предположить, что если они различают человеческие лица, то, вероятно, могут различать и человеческие эмоции.