Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Железнозубые ящеры

Зубная эмаль комодских варанов и их родственников укреплена железом.

Комодский варан. (Фото: The Komodo Dragon / Flickr.com

Железо в зубах варанов нашли сотрудники Королевского колледжа Лондона – об этом они вместе с коллегами из других научных центров Великобритании, США, Китая и Канады пишут в Nature Ecology & Evolution. Комодские вараны – самые большие из современных ящериц, вырастающие до четырёх метров в длину. Будучи хищниками, они охотятся на крупных животных, вплоть до азиатских буйволов; как и у всяких хищников, у комодских варанов должны быть особые зубы. И они у них есть – чрезвычайно острые, зазубренные и загнутые назад, они глубоко погружаются в ткани жертвы; двигая мощной шеей и делая рывки назад, варан наносит добыче глубокие рваные раны. Такие зубы были у хищных динозавров, и комодских варанов часто изучают, имея в виду узнать что-то новое о вымерших ящерах – хотя у нас ещё есть крокодилы, всё-таки хищные динозавры по образу жизни были больше похожи именно на комодских варанов (или, скорее, это вараны похожи на них).

комодский варан зубы.jpg

Зубы комодского варана с железистой защитной плёнкой по краям. (Фото: Aaron LeBlanc / King’s College London)

Вот и сейчас исследователи изучали музейные образцы варанов в смысле сравнения с динозаврами. Зубы варанов на верхушках и по зазубренным краям оказались оранжевого цвета, что удалось заметить только сейчас. Это не следствие какого-то особого питания – те зубы, которые у совсем молодых варанов только ещё развиваются и скрыты в дёснах, тоже с оранжевыми краями. Как показали химические и физические эксперименты, оранжевость зубам придают соединения железа – железо концентрируется в рабочих зонах зуба. Сама по себе зубная эмаль у варанов очень тонкая, и, учитывая их образ жизни, вполне естественно, что её в итоге пришлось укрепить, или, говоря более корректно, эволюционное преимущество получали те особи, зубы которых были с железистыми добавками. Кроме того, зубы комодских варанов довольно устойчивы к кислоте, что опять же неудивительно: они постоянно отрыгивают шерсть, рога и прочее, что не могут переварить, а при отрыгивании на зубы неизбежно попадает желудочный сок, пусть и в небольшом количестве. Возможно, железо придаёт зубам заодно и кислотоустойчивость, хотя это нужно ещё проверить.

Комодские вараны – не единственные, кто носит железные зубы. Исследователи нашли схожую железистую плёнку на зубах у других видов варанов, а также у некоторых крокодилов. Железо в зубах есть не только у рептилий, но и, к примеру, у бобров, у землероек и даже у рыб. Однако мы говорили, что комодских варанов изучают ввиду их сходств с динозаврами. У динозавров железа в зубах до сих пор так и не нашли, хотя тут трудно сказать, то ли его в динозавровых зубах и так не было, то ли оно исчезло за миллионы лет, пока динозавровые остатки лежали в земле в ожидании палеонтологов.