№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Кетогенная диета усиливает противораковую терапию

Когда рак поджелудочной железы перейдёт на питание жирами, по нему можно ударить лекарством, которое не даст ему эти жиры использовать.

Клетки рака поджелудочной железы. (Фото: NIH Image Gallery / Flickr.com

Сотрудники Калифорнийского университета в Сан-франциско пишут в Nature, что эффективность экспериментального противоракового препарата под названием томивосертиб можно значительно усилить, если опухоль, которую мы пытаемся с его помощью уничтожить, подержать на кетодиете. Томивосертиб подавляет активность одной из важных клеточных киназ – так называют ферменты, которые фосфорилируют другие белки, тем самым меняя их активность. Киназа, с которой работает томивосертиб, прикрепляет фосфатные химические группы к белку eIF4E, тем самым повышая его активность. eIF4E – фактор трансляции, а трансляция – это синтез молекулы белка на молекуле матричной РНК (мРНК), перевод генетического текста в последовательность аминокислот. Трансляцию обслуживают много белковых факторов, и eIF4E – один из них. Очень многие матричные РНК не будут давать белок без eIF4E. Когда киназа стимулирует работу eIF4E, то в результате начинают активнее читаться мРНК, то есть на них синтезируется больше разных белков.

Раковым клеткам важно как можно активнее транслировать некоторые мРНК – без закодированных в них белков эти клетки не смогут оставаться раковыми. Если мы подавляем работу той киназы, которая подстёгивает eIF4E, то мы снижаем активность самого eIF4E, и раковые клетки неизбежно должны почувствовать охлаждение трансляции. Они и чувствуют, но не настолько сильно, как хотелось бы. Томивосертиб проходит клинические испытания, но результаты получаются не слишком выдающиеся. Однако всё может измениться, если заставить раковые клетки активнее использовать жиры в качестве источника энергии. Обычный «корм» любых клеток – это углеводы, глюкоза и пр.; жиры используются как запас на неопределённое будущее. Но можно подтолкнуть организм использовать именно жиры: нужно или просто поголодать, или пересесть на кетогенную диету, бедную углеводами, но богатую жирами и отчасти белками. В ходе переработки жирных кислот в крови появляются так называемые кетоновые тела, небольшие молекулы, которые поглощаются тканями и отправляются непосредственно в энергетические реакции (оттого диета и называется кетогенной).

Переход с одного метаболического топлива на другое сопровождается перестройкой в белках. Тех белков, которые занимаются липидным обменом, определённо должно стать больше. Их может стать больше, если мРНК, которые несут в себе информацию о них, начнут активнее транслироваться. Исследователи как раз и занимались изменениями в трансляции, которые происходят при голодании или на кетогенной диете. Оказалось, что и при голодании, и при кетогенной диете подскакивает активность eIF4E, потому что синтез белков жирового метаболизма зависит опять-таки от него. Активность eIF4E стимулирует вышеупомянутая киназа, но её саму стимулирует другая киназа, а эту другую киназу стимулируют жирные кислоты. То есть изменения в диете заставляют жировые клетки выбрасывать из себя жирные кислоты, которые теперь всем вдруг понадобились; жирные кислоты не только идут на получение энергии, но заодно служат регуляторами трансляции, через киназы повышая активность eIF4E. Ну, а eIF4E уже помогает подстроить белковый состав клетки под новые энергетические реалии.

Некоторые опухоли, в частности, рак поджелудочной железы, с готовностью переходят на жиры, когда им перестаёт хватать глюкозы. Исследователи сажали мышей с опухолями на кетогенную диету или просто ограничивали в калориях, давая раку время перейти на жировую энергию, а потом давали мышам томивосертиб. Опухоли не просто останавливались в росте, они уменьшались: препарат подавлял eIF4E, и в опухолевых клетках становилось мало белков, которые нужны для липидного метаболизма. При этом переход на липидную энергию заходил так далеко, что перейти обратно на углеводы раковые клетки не могли – теперь им оставалось только гибнуть от голода.

Не только рак поджелудочной железы, который считается одним из самых агрессивных, но и некоторые другие опухоли известны повышенной склонностью использовать жиры как источник энергии. Возможно, такой трюк с диетой и лекарством может сработать и с ними.