№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Тёмная сторона интервального голодания

Переход от голодания к обычному режиму питания стимулирует активность стволовых клеток, делая их более склонными к злокачественному перерождению.

Мы часто слышим о пользе низкокалорийных диет и разных режимов голодания, вроде интервального. Это как бы и не голодание вовсе, потому что за неделю, например, ты получаешь то же самое количество калорий, что и раньше. Секрет же в том, чтобы эти калории поглощать только в определённый промежуток времени, а в остальное время не есть вообще ничего. Ты будешь чувствовать голод, но будешь знать, что через несколько часов ты от него избавишься.

Голодание действует как на организм в целом, так и на пищеварительную систему в частности; во многом общий эффект зависит от того, что происходит в кишечнике. Кишечный эпителий за 5–10 дней обновляется полностью благодаря кишечным же стволовым клеткам; очевидно, что здоровье кишечника зависит от того, насколько эффективно они будут работать. Известно, что и низкокалорийная диета, и интервальное голодание заставляют стволовые клетки кишечника использовать в качестве источника энергии жиры вместо углеводов, что каким-то образом стимулирует их регенеративную способность.

На самом деле, стволовые клетки стимулирует не столько голодание, сколько переход от голодания к обычному питанию. В интервальном голодании такие переходы происходят постоянно, на то оно и интервальное, но в низкокалорийных диетах тоже ведь время от времени случаются перерывы (хотя, конечно, есть люди, которые способны сидеть на них очень и очень долго). Сотрудники Массачусетского технологического института вместе с коллегами из Германии, Бразилии, Италии и Турции описывают в Nature эксперименты с мышами, которых делили на три группы: одни мыши весь эксперимент ели, как обычно, другие сутки голодали, а третьим дали возможность после суток голодания в течение ещё одного дня есть что угодно и сколько угодно.

Активнее всего кишечные стволовые клетки делились у мышей, которые после голодания поели. Во время голодания клетки действительно переходили на липидную энергию, но потом ассортимент питательных веществ восстанавливался, и именно возвращение к обычному режиму питания стимулировало стволовые клетки нарастить клеточную массу и восстановить кишечный эпителий там, где он поизносился. Исследователи также выяснили, что главную роль тут играют молекулярные сигналы, связанные с белком mTOR. Он влияет на синтез белка в клетке и на клеточное деление; чем активнее работает mTOR и регуляторные молекулярные комплексы, в которые он входит, тем больше белка синтезируется и тем энергичнее клетка делится. Про mTOR часто вспоминают, когда речь идёт о диетах, калориях, старении и продлении жизни: считается, что подавление mTOR нормализует обмен веществ и продлевает жизнь – по крайней мере, если судить по опытам с животными. Но в стволовых клетках, которые должны делиться, mTOR должен быть активен. Здоровье и продолжительность жизни зависит в том числе и от того, насколько эффективно работают стволовые клетки, так что простого рецепта, в смысле подавлять mTOR или стимулировать, тут не получится.

При этом со стволовых же клеток часто начинаются злокачественные опухоли, и понятно, почему: им и так уже разрешено всё время делится, хотя стволовое деление всё-таки подчиняется определённому контролю. Если произойдёт что-то, из-за чего этот контроль исчезнет, клетка станет раковой. В кишечные стволовые клетки у мышей вносили мутации, которые делали их предрасположенными к озлокачествлению. С какой-то вероятностью клетки с мутацией формировали так называемые предраковые кишечные полипы у всех подопытных мышей, но особенно часто – у тех, которым после голодания разрешали поесть. Как было сказано, стволовая активность стволовых клеток повышается при переходе от голодания к обычному режиму питания, соответственно, повышается и вероятность ракового перерождения. Активное и своевременное обновление кишечного эпителия – это хорошо, потому что уменьшает вероятность воспаления, инфекций и т. д., но чрезмерные регенеративные усилия стволовых клеток могут обратить их ко злу.

Впрочем, пока что мы имеем дело с «мышиными» результатами: их клетки специально делали предрасположенными с раку с помощью конкретной мутации, и переход от голодания к не-голоданию происходил у них только один раз. Но ведь совсем необязательно, чтобы в стволовых клетках были такие мутации. Кроме того, люди в интервальном голодании проходят через много таких интервалов, и тут отдельную роль может играть то, что именно ты ешь в интервал между периодами голодания, и сколько ты ешь.

В целом новые данные могли бы помочь тем, у кого длятся трудноизлечимые проблемы с кишечником, возникшие после каких-нибудь сложных и тяжёлых курсов терапии – таким пациентам интервальное голодание под присмотром врачей могло бы помочь восстановить кишечные функции.