№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Летучие мыши важны для здоровья детей

…но не сами по себе, а как защитники от вредителей – без летучих мышей в сельском хозяйстве становится слишком много опасных для детей инсектицидов.

Летучие мыши Америки и Европы уже много лет болеют грибковым заболеванием под названием синдром белого носа. Болезнь эта опасная и выкашивает целые популяции. В 2006 году синдром белого носа обнаружился в нескольких штатах на северо-востоке США, и за следующие десять лет численность здешних летучих мышей очень сильно упала. Одновременно, как говорится в статье в Science, на 8% увеличилась младенческая смертность.

Малая бурая ночница с белым грибковым налётом на носу. (Фото: Dolovis / Wikipedia

Как мы знаем, летучие мыши питаются большей частью насекомыми, а среди насекомых много сельскохозяйственных вредителей. Летучие мыши едят много, за ночь поглощая еды на 40% от собственной массы, и даже если не всё съеденное будет вредителями, польза от летучих мышей для фермерских хозяйств всё равно велика. (Этой пользе есть вполне научные доказательства.) Если их становится мало, то можно предположить, что с нежелательными насекомыми придётся справляться с помощью инсектицидов. Действительно, в тех местах, где летучие мыши начали болеть грибком, фермеры за пять последующих лет стали использовать инсектицидов в среднем на 31% больше. При этом совсем не изменился уровень гербицидов, которые действуют на растения-сорняки, и фунгицидов, которые действуют на патогенные растительные грибки. То есть у фермеров стало больше проблем именно из-за насекомых.

Смертность же среди младенцев возросла именно из-за болезней и пороков развития. Несчастные случаи, убийства и прочее в этом роде оставалось на прежнем уровне. Не во всех округах штатов летучие мыши исчезали, так что отличия в использовании инсектицидов и в младенческой смертности были видны не только при сравнении с предыдущими годами, но при одновременном сравнении тех территорий, где мыши болели, и тех, где они не болели. Среди инсектицидов есть нейротоксичные вещества, и в эпидемиологической литературе есть данные, что некоторые составляющие инсектицидных препаратов могут быть связаны с аномалиями развитиями у детей. Связь между летучими мышами, инсектицидами и младенческой смертностью вырисовывается вполне определённая: летучие мыши важны для здоровья детей, но не сами по себе, а как истребители насекомых-вредителей, помогающие фермерам обходиться без большого количества ядохимикатов.

В то же время инсектициды должны оставлять за собой комплексный медицинский след, то есть должна быть не просто цифра смертности, но и какие-то другие медицинские аномалии – например, снижение веса у новорождённых. О таких аномалиях в исследовании ничего не говорится. С другой стороны, если посмотреть на цифры детской смертности по годам с того момента, когда у летучих мышей обнаружили синдром белого носа, то мы увидим, что смертность подскакивает в первый год, затем падает примерно на треть во второй, затем снова возрастает на третий, а на четвёртый становится совсем высокой. Но потом наступает пятый год, и смертность падает более чем вдвое, а на шестой растёт, но совсем немного. Иными словами, восьмипроцентное увеличение смертности – это среднее из очень разных цифр.

В целом смертность действительно стала выше, чем в те годы, когда летучие мыши не болели. И, в общем, избытка инсектицидов в окружающей среде в любом случае лучше избегать, а летучим мышам хорошо бы не болеть. Но всё же желательно повнимательнее присмотреться к медицинским данным, чтобы точно понять, не скрывается ли за инсектицидным фактором ещё какая-нибудь причина повысившейся детской смертности.