№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Два в одном

Гребневики срастаются телами.

Два сросшихся морских грецких ореха. (Фото: Mariana Rodriguez-Santiago, Grass Laboratory, MBL, Woods Hole)

Как-то раз биолог Кей Дзокура (Kei Jokura), работавший с гребневиками в Лаборатории морской биологии в Вудс-Холе, обнаружил в аквариуме среди подопечных гребневиков странный экземпляр – вдвое больше, чем прочие, с двумя ртами и двумя глотками. Эти желеобразные, медузоподобные существа очень хорошо регенерируют, будучи способны отрастить половину тела взамен утраченной. Само собой возникало предположение, что у странного гребневика регенерация пошла куда-то не туда, и вместо восстановления тела получился второй гребневик, сросшийся с первым, как сиамский близнец.

Но у Дзокуры с коллегами возникла ещё одна гипотеза – что это два изначально разных гребневика срослись по месту травмы. Чтобы проверить, могло ли такое произойти, исследователи взяли несколько гребневиков, отрезали от них небольшие кусочки, и соединили их попарно, срез к срезу. Из десяти пар девять за сутки срослись. Причём они не просто срослись: пища, которая попадала в один из двух ртов, распространялась по всему общему телу, а когда в сросшуюся пару чем-то тыкали, отзывалось всё тело – то есть пищеварительная и нервная система у них объединялись. Синхронизация движений начиналась через час после соединения, а через два двойной гребневик реагировал на раздражители как единое целое.

сросшиеся гребневики.gif

«Двойной» морской грецкий орех реагирует на раздражение как один организм. (Иллюстрация: Mariana Rodriguez-Santiago, Grass Laboratory, MBL, Woods Hole)

Эксперименты ставили с гребневиком морским грецким орехом. Похожее срастание наблюдали у гребневиков другого вида, черноморской плевробрахии, но у той было срастание без объединения – реакции двух плевробрахий оставались нескоординированными, каждая отчасти сохраняла свою отдельность. Возможно, способность к полному слиянию есть не у всех гребневиков.

На самом деле это довольно странные существа. Мы как-то писали, что они живут без синапсов и что тот же морской грецкий орех от стресса превращается в личинку. Способность сливаться телами говорит о том, что у гребневиков нет молекулярных, клеточных, физиологических механизмов, которые позволяли бы отличать своё тело от чужого – то, что есть у всех остальных животных. Кстати, умение распознавать чужие молекулы и клетки лежит ведь в основе иммунной защиты, так что было бы интересно узнать, как гребневики защищаются от вирусов, бактерий и паразитов – если на них вообще претендуют какие-либо вирусы, бактерии и паразиты. Про гребневиков часто говорят, что они похожи на общего предка всех современных животных; возможно, изучая их, мы поймём, как наши тела научились отличать себя от не-себя.

Результаты исследований опубликованы в Current Biology