Портреты на банкнотах: физики - электротехники
Физики занимают почетное место среди ученых, чьи портреты украшают банкноты. Расскажем о тех из них, чья научная работа связана с электричеством.
Рассказ о физиках начнем с человека, лицо которого известно всему миру: с 1914 года оно украшает лицевую сторону стодолларовой купюры федеральной резервной системы США. Это Бенджамин Франклин (1706-1790) – политический деятель, дипломат, журналист, издатель, ученый и изобретатель. Он первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Франклин оставил после себя богатое научное наследие, но мы остановимся только на одной сфере его научной деятельности – на изучении электрических явлений, в особенности атмосферного электричества.
В 1749 году он впервые экспериментально доказал электрическую природу молнии. Знаменитый опыт Франклина с воздушным (электрическим) змеем убедительно показал возможность «извлечения» электричества из облаков: он заряжал лейденскую банку (первый изобретенный конденсатор) подобно тому, как это осуществлялось посредством электростатической машины. Франклин изложил первую последовательную теорию электрических явлений, изобрел молниеотвод. Считается, что именно он ввел такие термины, как «батарея», «заряд», «разряд».
Изображение Б. Франклина на банкнотах выполнено по портрету художника Жозефа Дюплесси на основе специальной современной гравюры Томаса Хипшена. В настоящее время в обращении находятся банкноты серий 1996-2009 годов.
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Джероламо Умберто Вольта (1745-1827) в юности, узнав о работах Франклина, установил первый в своем родном городе Комо в Италии молниеотвод, колокольчики которого звенели в грозовую погоду. Портрет этого гениального физика, химика и физиолога поместили на лицевой стороне итальянской банкноты достоинством 10 000 лир, которая вышла в обращение в 1984 году. Рядом с портретом изобразили модель знаменитого вольтова столба. Первый источник длительного гальванического (электрического) тока – вольтов столб ученый разработал в 1800 году после длительных экспериментов. Он состоял из 20 пар медных и цинковых кружков, разделенных сукном, смоченным соленой водой. Разработка вольтова столба принесла его автору необычайную славу, в 1801 году Вольта пригласили в Париж, где он на заседании Академии наук в присутствии Наполеона продемонстрировал его действие, от него же Вольта получил титул графа и сенатора.
Существует версия, по которой Наполеон однажды, увидев в библиотеке академии лавровый венок с надписью «Великому Вольтеру», стер последние буквы таким образом, чтобы получилось: «Великому Вольте». К числу других изобретений Алессандро Вольта относятся: смоляной электрофор, электрометр, конденсатор и другие приборы. Он описал проект телеграфа, обнаружил метан, открыл контактную разность потенциалов. Его именем названа единица электрического напряжения – вольт. Вольта избирался членом Лондонского королевского общества и Парижской Академии наук. Основными качествами ученого, как писал французский физик Франсуа Араго, были смелый и быстрый ум, большие и верные мысли, мягкий и искренний характер, а единственной страстью на протяжении всей его жизни – любовь к исследованиям. Умер А. Вольта 5 марта 1827 года в возрасте восьмидесяти двух лет. В городе Комо находится гробница - музей Алессандро Вольта. Его открыли в 1927 году к столетию со дня смерти ученого. Здание музея – это уменьшенная копия римского Пантеона. Изображение этого необычного музея – храма ученого можно видеть на обратной стороне банкноты.
Если бы у датского физика Ганса Кристиана Эрстеда (1777-1851), главного героя 100 кроновой банкноты выпуска 1970 года, не было вольтова столба, то, возможно, он и не сделал бы главного открытия своей жизни – теоретического обоснования существования электромагнитных волн. Вот как это произошло: в 1820 году Эрстед, заслуженный профессор Копенгагенского университета, читал своим студентам лекцию, которая сопровождалась демонстрационным опытом: нагреванием проволоки электричеством от вольтова столба. Профессор составил электрическую, как тогда говорили, гальваническую цепь. На столе рядом лежал морской компас, поверх крышки которого проходил один из проводов. В то время, когда Ганс Эрстед замыкал цепь, стрелка компаса вздрагивала и поворачивалась, при размыкании цепи возвращалась обратно. Изображение компаса с электрическим проводом над ним дизайнеры поместили на банкноте рядом с портретом ученого.
После своего открытия ученый был избран членом многих авторитетных научных обществ: Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, из Франции получил премию в 3000 золотых франков, когда-то назначенную Наполеоном для авторов самых крупных открытий в области электричества. В 1830 году Эрстеда избрали почетным членом Петербургской Академии наук. В честь него названа единица напряженности магнитного поля.
Помимо банкнот, которые служат платежным средством, ограниченным тиражом выпускают специальные банкноты для демонстрации новейших достижений в области защитных технологий. Тематика таких рекламных бумажных денежных знаков, как правило, приурочена к юбилейным датам. На одной из таких банкнот, выпущенных Гознаком, изображен портрет выдающегося физика-изобретателя Морица Германа (на русский лад Бориса Семеновича) Якоби (1801-1874), с 1835 года жившего и работавшего в России. Эту банкноту Гознак представил на 7-й Азиатской конференции по защищенной продукции, проходившей в ноябре 2008 года, и посвятил 170 юбилею со дня изобретения гальванопластики.
«Гальванопластика исключительно принадлежит России», – так писал о своем изобретении ее автор. Б. С. Якоби изобрел не только гальванопластику, но и электродвигатель, который опробовал для привода судна, электрический телеграф, электрические мины. Однако лишь изобретение гальванопластики принесло ему всемирную известность.
5 декабря 1838 года на заседании Петербургской Академии наук было зачитано письмо Якоби, адресованное П. Н. Фуссу, где подробно описывалась суть изобретения, приводилась схема установки. Ее изображение мы видим на рекламной банкноте. В письме изобретатель писал: «Позволю себе передать при сем искусственное гальванопластическое произведение с покорнейшей просьбой соблаговолить представить его Академии как доказательство, что гальванизм не только в состоянии приводить в движение машины, но и имеет также свою эстетическую сторону. Что не удалось многократным стараниям медно-гравюрного искусства – производить рельефно вырезанные металлические доски, то сумело совершить тихое творчество природы».
Что же было изображено на медной пластине? Внутри рамки в виде арки расположился двуглавый орел, под ним надпись: «Парит и осеняет великое великим». Под рамкой надпись: «Вольтаическая гравировка». В нижнем правом углу мелкими буквами стояло: «Якоби», а наверху этой металлической пластины выгравированы две фамилии и две даты. Первая «Вольта. 1800» и вторая «Эрштет. 1820» (орфография оригинала). Так Якоби увековечил на своей пластине двух ученых, обогативших науку об электричестве.
Николай I предписал министру финансов Е.Ф. Канкрину приобрести в государственную собственность изобретение «для всеобщего обнародования на пользу всей империи, а если угодно и для пользы всего света». Таким же способом ранее поступило французское правительство , приобретя изобретение фотографии, тем самым сделав его достоянием всего мира.
С согласия изобретателя решили «выдать ему в вознаграждение за оказанную наукам, художествам и вообще отечественной промышленности услугу 25 000 рублей серебром с тем, чтобы подробное описание его открытия с нужными для пояснения чертежами напечатать во всеобщее известие, дабы всякий мог оным пользоваться». Якоби пришлось испытать горечь от многочисленных попыток дискредитировать его как изобретателя. Даже простой перечень лиц, претендовавших на роль изобретателя гальванопластики, занял бы много места. Авторство на свое изобретение гальванопластики Б. С. Якоби пришлось доказывать многие годы.
Первые отзывы о гальванопластике, которые появились в печати, показывали, что для большинства современников, искренне восхищавшихся замечательным открытием, возможности его применения представлялись ограниченными в основном областью художественного ремесла. Однако через несколько лет гальванопластика стала пользоваться успехом на производстве, что для многих стало неожиданным. В 1851 году, вернувшись из командировки в Западную Европу, Якоби писал: «Я получил удовлетворение, еще раз увидев, что гальванопластика, дитя, которое я дал миру не без трудностей, растет и хорошеет, обходя весь свет и всюду оставляя бессмертные труды». На Парижской всемирной выставке в 1867 году высоко оценили работу, связанную с гальванопластикой, а ее создателю присудили Золотую медаль.
Говоря о гальванопластике, нельзя не упомянуть Экспедицию заготовления государственных бумаг (ныне это ФГУП «Гознак»). Это было первое в мире предприятие, которое стало использовать гальванопластику в полиграфии при печатании бумажных денег. Здесь же в 1839 году открылась и первая в мире производственная гальванопластическая мастерская, где изготавливались художественные изделия. В настоящее время металлическая пластина Якоби – бесценный экспонат, хранится в спецфонде «Гознака».