№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Портреты на банкнотах: Тарас Шевченко в молодости и в зрелые годы

Для работы над банкнотами был использован автопортрет Т. Г. Шевченко и его портрет работы И. Н. Крамского.

На Украине 9 марта 2015 года, в день 201-й годовщины со дня рождения украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко (1814 – 1861),  вводится в обращение  банкнота нового образца. Лицевую сторону этой купюры достоинством 100 гривен украшает портрет выдающегося представителя украинского народа. Презентацию новой 100-гривневой банкноты с повышенным уровнем защиты Национальный банк Украины провел 29 декабря 2014 года. 

Украинская банкнота достоинством 100 гривен выпуска 2005 года.
Шевченко Т.Г. Автопортрет. 1840. Киевский Государственный музей Т.Г. Шевченко.
Украинская банкнота достоинством 100 гривен выпуска 1996 года.
Крамской И.Н. Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871. Государственная Третьяковская галерея.
Тарас Шевченко среди друзей. Фотография А.И. Деньера. 1859.
Приднестровская банкнота достоинством 50 рублей выпуска 2007 года.
Фрагмент приднестровской банкноты достоинством 50 рублей.

Дизайн новой банкноты имеет много общего с дизайном банкноты 100 гривен выпуска 2005 года. И на той и на другой банкнотах на лицевой стороне изображен портрет Т.Г. Шевченко (1814-1861). При работе над банкнотами дизайнеры взяли за основу его первый автопортрет. Перед нами молодой Шевченко, ему лишь 26 лет. Темные волосы оттеняют светлый открытый лоб, легкая радушная улыбка спряталась в уголках губ. Взгляд глаз глубокий и проникновенный, в нем и грусть из-за пережитого, и ожидание лучшей судьбы, но вместе с тем слегка поднятый подбородок подчеркивает настойчивый и упрямый характер. Юноша, который изображен на картине, еще не знает о допросах, казематах, солдатской муштре, о запрете писать и рисовать, которые ожидают его в будущем. Автопортрет был написан в конце 1839 – начале 1840 года в Петербурге во время учебы в Академии художеств.

Но как молодой человек, крепостной, родившийся в селе в Киевской губернии, попал в это знаменитое учебное заведение Санкт-Петербурга? Рано осиротев, Тарас Шевченко познал бесправную долю крепостного. В 1828 году он попал в услужение к помещику Энгельгардту, которому принадлежала семья Шевченко, и тот, обнаружив у мальчика способности к рисованию, отправил семнадцатилетнего юношу на обучение к художнику В. Ширяеву в Петербург. Здесь в 1835 году произошла судьбоносная встреча Тараса Шевченко с художником – земляком И.М. Сошенко.

В школьных учебниках эта встреча описывалась так: в Летнем саду ученик мастера Ширяева рисует скульптуру Сатурна, и там его встречает Сошенко. Однако, судя по биографии Сошенко, знакомство произошло совсем не так. Сошенко услышал о Шевченко от Ширяева и очень захотел познакомиться с ним. Тарас не заставил себя долго ждать и в первый же выходной день явился к своему земляку – босой и простоволосый, в халате, рубахе и штанах из грубого полотна, забрызганных краской. Сошенко первый открыл этот «алмаз в кожухе», как он позднее называл Шевченко. Увидев у Тараса необычайную тягу к рисованию, Сошенко привел юношу в Академию художеств, где он сблизился с Д.В. Григоровичем, А.Г. Венециановым, К.П. Брюлловым, А.Н. Мокрицким.

Эти знакомства имели огромное значение в жизни Шевченко, особенно в деле освобождения его из неволи. В своей биографии Тарас Григорьевич писал об этом так: «Тогда, сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский с помощью графа Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В этом же году Шевченко был принят в Академию художеств, он стал учеником К.П. Брюллова. Кстати, автопортрет – это одна из первых попыток Шевченко рисовать масляными красками (холст, масло, 43 х 35 см), над ним он работал во время болезни в мастерской товарища по учебе художника Ф. Пономарева, по манере исполнения явственно ощущается влияние К.П. Брюллова. Позже появятся и другие автопортреты Шевченко, он их создавал на протяжении всей своей жизни, многие из них не дошли до нашего времени и известны лишь по переписке художника или воспоминаниям его современников.

Автор: Ольга Воробьева


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее