Портреты на банкнотах: Тарас Шевченко в молодости и в зрелые годы
Для работы над банкнотами был использован автопортрет Т. Г. Шевченко и его портрет работы И. Н. Крамского.
На Украине 9 марта 2015 года, в день 201-й годовщины со дня рождения украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко (1814 – 1861), вводится в обращение банкнота нового образца. Лицевую сторону этой купюры достоинством 100 гривен украшает портрет выдающегося представителя украинского народа. Презентацию новой 100-гривневой банкноты с повышенным уровнем защиты Национальный банк Украины провел 29 декабря 2014 года.
Дизайн новой банкноты имеет много общего с дизайном банкноты 100 гривен выпуска 2005 года. И на той и на другой банкнотах на лицевой стороне изображен портрет Т.Г. Шевченко (1814-1861). При работе над банкнотами дизайнеры взяли за основу его первый автопортрет. Перед нами молодой Шевченко, ему лишь 26 лет. Темные волосы оттеняют светлый открытый лоб, легкая радушная улыбка спряталась в уголках губ. Взгляд глаз глубокий и проникновенный, в нем и грусть из-за пережитого, и ожидание лучшей судьбы, но вместе с тем слегка поднятый подбородок подчеркивает настойчивый и упрямый характер. Юноша, который изображен на картине, еще не знает о допросах, казематах, солдатской муштре, о запрете писать и рисовать, которые ожидают его в будущем. Автопортрет был написан в конце 1839 – начале 1840 года в Петербурге во время учебы в Академии художеств.
Но как молодой человек, крепостной, родившийся в селе в Киевской губернии, попал в это знаменитое учебное заведение Санкт-Петербурга? Рано осиротев, Тарас Шевченко познал бесправную долю крепостного. В 1828 году он попал в услужение к помещику Энгельгардту, которому принадлежала семья Шевченко, и тот, обнаружив у мальчика способности к рисованию, отправил семнадцатилетнего юношу на обучение к художнику В. Ширяеву в Петербург. Здесь в 1835 году произошла судьбоносная встреча Тараса Шевченко с художником – земляком И.М. Сошенко.
В школьных учебниках эта встреча описывалась так: в Летнем саду ученик мастера Ширяева рисует скульптуру Сатурна, и там его встречает Сошенко. Однако, судя по биографии Сошенко, знакомство произошло совсем не так. Сошенко услышал о Шевченко от Ширяева и очень захотел познакомиться с ним. Тарас не заставил себя долго ждать и в первый же выходной день явился к своему земляку – босой и простоволосый, в халате, рубахе и штанах из грубого полотна, забрызганных краской. Сошенко первый открыл этот «алмаз в кожухе», как он позднее называл Шевченко. Увидев у Тараса необычайную тягу к рисованию, Сошенко привел юношу в Академию художеств, где он сблизился с Д.В. Григоровичем, А.Г. Венециановым, К.П. Брюлловым, А.Н. Мокрицким.
Эти знакомства имели огромное значение в жизни Шевченко, особенно в деле освобождения его из неволи. В своей биографии Тарас Григорьевич писал об этом так: «Тогда, сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский с помощью графа Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года». В этом же году Шевченко был принят в Академию художеств, он стал учеником К.П. Брюллова. Кстати, автопортрет – это одна из первых попыток Шевченко рисовать масляными красками (холст, масло, 43 х 35 см), над ним он работал во время болезни в мастерской товарища по учебе художника Ф. Пономарева, по манере исполнения явственно ощущается влияние К.П. Брюллова. Позже появятся и другие автопортреты Шевченко, он их создавал на протяжении всей своей жизни, многие из них не дошли до нашего времени и известны лишь по переписке художника или воспоминаниям его современников.