Портреты на банкнотах: художники и их картины
Было бы странно, если бы в Италии, которая первой ассоциируется у нас с художественным Ренессансом и барокко, не захотели бы увековечить великих итальянских художников того времени ещё и на банкнотах. О трёх «титанах Возрождения», которые вместе со своими шедеврами попали на денежные купюры, и пойдёт речь ниже.
Художники появлялись на банкнотах разных стран, но только итальянцы удостоили такой чести сразу пятерых: Рафаэля, Караваджо, Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. До того, как Италия 1 января 2002 года вошла в Евросоюз, основной денежной единицей в ней (а также в республике Сан-Марино и в Ватикане) были лиры, от латинского libra – фунт.
В 90-е годы номинальный ряд национальной валюты состоял из банкнот в 1000, 2000, 5000, 10000, 50000 и 100000 итальянских лир. Их украшали портреты выдающихся деятелей Италии, среди которых было и двое художников – на купюрах достоинством в 100000 и 500000 лир. При работе над ними было решено не ограничиваться одними лишь портретами, но также добавить известные произведения тех творцов, что попали на банкноты. 500-тысячную лиру «отдали» Рафаэлю (1483-1520): на ней изображён его портрет, фреска «Триумф Галатеи» и фрагмент знаменитейшей «Афинской школы».
Уже при жизни живописцу, графику и архитектору Рафаэлю Санти сопутствовала не просто слава, но всеобщее поклонение – к его имени добавляли эпитет «божественный». Как он выглядел, мы знаем по автопортрету из галереи Уффици во Флоренции, Рафаэль написал его в 1506 году, в возрасте 23 лет. Этот портрет и был взят за основу при создании 500-тысячной банкноты. «Триумф Галатеи», расположенный на купюре слева от портрета, создан художником в 1512 году для виллы Фарнезина в Риме, принадлежащей банкиру Агостино Киджи.
Галатея, одна из морских божеств в античных мифах, изображена в соответствии с традиционными представлениями в колеснице-раковине, запряженной дельфинами. Вся композиция насыщена персонажами и проникнута настроением всеобщего ликования и радости. Вот так писал художник о ней своему покровителю и другу графу Бальдассаре Кастильоне, дипломату, философу и поэту: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хотя бы половина тех великих вещей, о которых Ваше сиятельство мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваше сиятельство будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучший. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
На оборотной стороне банкноты изображён фрагмент фрески «Афинская школа». Она по праву признается одной из лучших работ не только самого Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Кроме неё, ещё три фрески – «Диспут», «Мудрость, умеренность и сила» и «Парнас» – были выполнены художником для Ватиканского дворца по поручению папы Юлия II. В центре фрески – Платон, указывающий на небо (философ считал, что оно определяет человеческую жизнь), и Аристотель, простёрший руку над землей. На лестнице справа в непринужденной позе расположился Диоген, а слева на ступенях замер с пером в руке Гераклит Эфесский (Рафаэль придал ему портретное сходство с Микеланджело). В «Афинской школе» можно найти и много других портретов древних философов и ученых, все они отмечены печатью духовного благородства и мудрости.
Художником, чей портрет украсил 100 тысяч лир 1994 года, стал Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) – гений, бунтарь и реформатор, основатель реализма в живописи. Своё прозвище, Караваджо, он получил, будучи рождён в местечке Караваджио близ Милана. На лицевой стороне банкноты мы видим его таким, как его изобразил в 1621 году живописец и рисовальщик Оттавио Леони. Биографы описывали Караваджо как человека бурного, неуживчивого характера, неистового темперамента, независимого и упорного в достижении поставленной цели. Его упрекали, что в живописи он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его героем своих произведений. Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу…». Эту цыганку мы можем видеть на картине «Гадалка» (1596 г.), которую на банкноте поместили слева от портрета автора. В настоящее время «Гадалка» хранится в Лувре, а её дубликат в Музее Капитолия в Риме. Украшением оборотной стороны купюры стало другое творение Караваджо: «Корзина с фруктами» (1597 г.), первый настоящий натюрморт среди его шедевров, хранящийся ныне в Пинакотеке Амброзиана в Милане.
Банкноты с портретами художников Рафаэля и Караваджо были не первыми в стране. До них в ходу были купюры в 20000 лир с портретом Тициана Вечеллио (1488/1490 – 1576), вошедшие в обращение в 1975 году. Как и при работе над «рафаэлевской» банкнотой, здесь дизайнеры взяли за основу автопортрет художника, выполненный около 1567 года. Тициану не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции, он выполнял заказы королей, кардиналов, римских пап, представителей знати. Его кисти принадлежит более ста полотен. Среди его творческого наследия особое место занимает картина «Любовь небесная и Любовь земная» (около 1514 г.). Именно её репродукцию можно было увидеть на оборотной стороне банкноты 20000 итальянских лир. Современное название картины принадлежит не самому Тициану, так ее стали называть почти два века спустя после создания.
Есть основания полагать, что заказ на «Любовь небесную...» сделал Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики, который собирался жениться на молодой вдове Лауре Багаротто, так что картина, скорее всего, стала свадебным подарком невесте. Свадьба состоялась 17 мая 1514 года в Венеции. Сюжет картины до настоящего времени вызывает бурные дискуссии. Останавливаться на её интерпретациях мы не будем – каким бы ни был изначальный сюжет, он не имеет особого значения в сравнении с художественной силой полотна. В 1608 году «Любовь земную и любовь небесную» купил меценат Шипионе Боргезе. В настоящее время она находится в коллекции Галереи Боргезе в Риме. Интересно отметить, что в 1899 году картину хотел приобрести финансовый магнат Ротшильд за 4 миллиона лир, но его предложение отклонили.
К сожалению, теперь эти красивые и познавательные итальянские банкноты можно увидеть лишь в музеях и в собраниях коллекционеров-бонистов.