№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Портреты на банкнотах: два гения одной эпохи

Больше четверти века назад с карты мира исчезла Германская Демократическая Республика (ГДР), и вместе с ней в небытие канули и ее денежные знаки. Чьи портреты украшали банкноты ГДР, и почему после долгого хранения вышедших из обращения банкнот все же было решено их уничтожить?

Банкнота 20 марок с портретом Гете (лицевая сторона). 1964 г.
Банкнота 5 марок с портретом А. Гумбольдта (лицевая сторона). 1964 г.
Й.К. Штилер. Портрет Иоганна Вольфганга Гете. 1828.
Й.К. Штилер. Портрет Александра фон Гумбольдта. 1843.
Банкнота 20 марок с портретом Гете (лицевая сторона). 1971–1975 гг.

История немецких бумажных денег так же сложна и противоречива, как и история самой Германии. Первые бумажные банкноты – талеры – появились в 1772 году в Саксонском курфюршестве. Королевство Пруссия, которое постепенно объединяло вокруг себя немецкие земли, выпустило свои купюры только в 1856 году. Единому немецкому государству, созданному в 1871 г., потребовалась и единая денежная система.

Но затем случились две мировые войны, которые, естественно, плохо сказались на немецкой экономике и финансах. Особенно нелегким было время, которое переживала страна после капитуляции в 1945 году. Как известно, побежденную Германию разделили на четыре зоны оккупации: американскую, британскую, французскую и советскую; немецкое правительство не имело право печатать деньги на собственной территории, да и ресурсов для этого у него не было, но при том по стране гуляло огромное количество фальшивых банкнот.

20 июня 1948 года в западных зонах в одностороннем порядке была введена немецкая марка (ФРГ). Обесценившиеся рейхсмарки (так называлась денежная единица Веймарской республики, Третьего рейха и послевоенной Германии с 1924 по 1948 гг.) хлынули в советскую оккупационную зону, где они еще оставались законным платежным средством. Это привело к стремительной инфляции: все наличные деньги, находившиеся в обороте в Восточной Германии, обесценились практически за одну ночь.

В качестве ответной реакции 23 июня того же года в советской зоне был произведен обмен старых рейхсмарок на новые – те же самые рейхсмарки, но с гербовой наклейкой советских властей. С 24 июля 1948 года в Восточной Германии началась денежная реформа, и в стране появилась своя денежная единица.

Сначала она официально называлась немецкой маркой немецкого эмиссионного банка, затем ее стали называть маркой немецкого эмиссионного банка и только потом она стала называться маркой Германской Демократической Республики (ГДР). Чтобы отличить их от немецкой марки ФРГ их часто неофициально именовали «восточными марками». Ввоз и вывоз наличных денег был запрещен, но гражданам стран–членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ, межправительственная экономическая организация со штаб–квартирой в Москве) разрешалось ввозить и вывозить валюту в пределах 250 марок ГДР.

На банкнотах банка ГДР, вышедших в обращение в 1964 году, были портреты Гумбольдта, Шиллера, Гете, Энгельса и Маркса. Рассказывать про всех пятерых мы не станем, ограничимся лишь Гумбольдтом и Гете – тем более, что они были хорошо знакомы друг с другом.

Для многих Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) известен только как поэт, писатель и драматург, автор «Фауста», но был он еще и государственным деятелем, философом, юристом и ученым. Спрашивая сам себя: «Что такое я сам? Что я сделал?» – он отвечал на свой вопрос так: «Я собрал и использовал все, что наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, учеными и глупцами… Мой труд – труд коллективного существа и носит он имя Гете…». Ему было дано прожить 82 года – и что это были за годы!

Гете писал: «У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».

В его произведениях прекрасно соединились вольнодумство и сентиментальность эпохи Просвещения, и мечтательность романтизм, и величественная гармония классицизма, однако, повторим, что, кроме литературы, Гете занимался еще и наукой. Из пятидесяти шести томов его сочинений (Веймарское издание) двенадцать связаны с научными исследованиями. Эти работы охватывают весь спектр естественных наук: ботанику, зоологию, сравнительную анатомию, палеонтологию, минералогию, физику, химию и астрономию.

Он создал своеобразное учение о цвете (наперекор и в дополнение ньютоновскому), открыл межчелюстную кость у человека (в то время специалисты полагали, будто у человека она, в отличие от других млекопитающих, отсутствует), а такая область науки, как морфология растений, фактически началась с работы Гете «Опыт объяснения метаморфоза растений». В ней он не только ввел в науку само понятие «морфология», но и дал образцы блестящих сравнительно-морфологических исследований.

Гете также интересовали метеорология и геология, что нашло отражение и в его художественном творчестве: например, в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» он высказал идею о существовании ледниковой эпохи, а во второй части «Фауста» обсуждает геологические явления. И при всем при том научные труды Гете пролежали в ящике его стола целых тридцать лет, поскольку тогдашний научный мир был еще не готов к их восприятию.

Одно время Гете пришлось заниматься и государственным управлением: в 1775 году он переезжает в Веймар, где становится советником молодого герцога Карла Августа. Здесь он занимается множеством дел: будучи первым министром при дворе, он ведает государственными финансами, прокладкой дорог, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. Кроме того, Гете находится в самом центре придворного общества, устраивает балы, маскарады, любительские спектакли, делается попечителем парков, архитектурных памятников и музеев.

Барон Александр фон Гумбольдт (1769–1859) известен как ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Он был моложе Гете на 20 лет, а встретился он с ним в 1794 году в Иене, где он был вместе со старшим братом Вильгельмом (филологом, философом, языковедом и дипломатом). Кроме Гете, братья тогда же познакомились и с Фридрихом Шиллером, но так уж получилось, что Александр больше общался с Гете, а Шиллером – Вильгельм. (Тесная дружба с юности связывала и жену Вильгельма Каролину с Шарлоттой фон Ленгефельд, будущей женой Шиллера, которая, в свою очередь, была дружна с Шарлоттой фон Штейн, возлюбленной Гете.)

В Иене Гете и Александр фон Гумбольдт слушали в университете курс анатома Лодера. К ним часто присоединялся Вильгельм, а иногда и Шиллер, вспоминавший о своей профессии медика. Еще раз семья Вильгельма, семья Шиллера, а также Гете и Александр собрались в Иене весной 1797 года. Хотя отношения Александра Гумбольдта и Гете то портились, то снова налаживались, Гете всегда очень высоко ценил своего друга. Вот что он о нем писал: «Что это за человек! Никто из живых не может сравниться с ним знаниями. И всесторонность, какая мне еще не встречалась. Он останется здесь несколько дней, и я уже чувствую, что для меня это будет – как будто я переживу годы».

Гумбольдт путешествовал очень много, и интересно отметить, что своё шестидесятилетие он встретил в России, куда прибыл по приглашению российского правительства. По России исследователь проехал тысячи километров, осмотрев по пути много железных, золотоносных, платиновых и малахитовых месторождений.

Своей основной задачей Гумбольдт считал «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил». Он попытался обобщить все научные знания о природе Земли и Вселенной в монументальном труде «Космос» (1845–1862, пятый том остался незавершённым). Это самый главный труд Гумбольдта, выдающееся произведение передовой материалистической натурфилософии первой половины XIX века, беспримерный памятник человеческого труда.

Биографы писали об Александре фон Гумбольдте, что «это один из тех гигантов, которых посылает провидение, чтобы дать могучий толчок человечеству…», современники называли его «Аристотелем XIX века», «вторым Колумбом», «королем наук и другом королей». Сам же о себе он говорил так: «Из всех человеческих интересов выше всех стояли для него научные интересы… Остальные были им подчинены, материальные играли для него наименьшую роль». Несмотря на высокое положение в обществе и необыкновенную популярность, Александр Гумбольдт после себя не оставил никакого состояния. Когда у него были деньги, он их тратил на научные исследования, щедро помогал молодым ученым. Умер гениальный ученый 6 мая 1859 года, не дожив четырех месяцев до своего девяностолетия.

Память о Гете и Гумбольдте увековечена, естественно, не только на деньгах. В честь Гете были названы минерал гётит и кратер на Меркурии. В Швейцарии в городе Дорнах построено здание, названное в его честь – Гётеанум. Оно является центром Антропософского движения (антропософия – религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии), названного исследователем наследия Гете и основателем антропософии Р. Штейнером «гётеанством ХХ века». Следует отметить, что в строительстве первого здания Гётеанума принимали участие Андрей Белый и Максимилиан Волошин.

Имя Гумбольдта носят населенные пункты и города, природные парки, ледник, горы (в Свердловской области горная вершина, названная в его честь), течение в Тихом океане и море на Луне, не говоря уже о животных и растениях. Как и Гете, Александру достался свой минерал – гумбольдтин, а старейший из университетов Берлина, основанный в 1809 году Вильгельмом и Александром, в 1949 году был переименован в честь братьев Гумбольдтов.

Ну а что же банкноты? Портрет Александра фон Гумбольдта, на котором он держит в руках свой прославленный «Космос», попал на купюру достоинством пять марок, а портрет Гете – на двадцать марок. В качестве основы для изображения здесь использовали знаменитые живописные портреты кисти известного немецкого художника-портретиста Йозефа Карла Штилера, придворного художника короля Баварии Людвига I, который писал множество знаменитостей: самого короля Людвига I, Бетховена, Шеллинга и др. Портрет Гете брали для дизайна купюр дважды, второй раз – при создании другой банкноты, но тоже в 20 немецких марок, напечатанной в 1975 году (последний выпуск банкнот ГДР).

Обе банкноты находились в обращении до 30 июня 1990 года, когда было решено поместить их на хранение в две трехсотметровые штольни недалеко от города Хальберштадт – предполагалось, что во влажной атмосфере шахты бумажные деньги будут естественно разлагаться. Но тут с ними приключилась криминальная история: несмотря на то, что шахты были снабжены тяжелыми стальными дверями и опечатаны, двое молодых горожан все-таки проникли в хранилище и украли большое количество банкнот.

Воров поймали и приговорили к 4 месяцам лишения свободы. Однако среди хранящихся в шахтах денег были и банкноты достоинством 200 и 500 марок, которые Государственный банк ГДР напечатал в 1985 году на сумму в миллиарды марок. По решению партии они не были пущены в обращение в связи с опасениями, что народ может воспринять их как признак инфляции – хотя страна действительно нуждалась в таких купюрах. О существовании этих банкнот стало известно только после 1990 года.

Случившаяся кража и, как оказалось, слишком медленное разложение вынудили найти иной способ утилизации банкнот – было решено их попросту сжечь. В марте 2002 года бумажные купюры извлекли из штольни, и в апреле этого же года началось их уничтожение, которое продолжалось до 25 июня. Так закончилась сорокадвухлетняя история банкнот ГДР.

Автор: Ольга Воробьева


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее