Удемансиелла бурокрайняя с Курильских островов

В нынешний грибной сезон на Южных Курилах обнаружили новые, ещё никогда не виданные здесь грибы.

Новый вид мухомора (род Amanita). (Фото Елены Линник)

Третий сезон на Южных Курилах в сотрудничестве с заповедником «Курильский» работала миколог Евгения Мироновна Булах, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии Дальневосточного отделения РАН.

По словам самой Евгении Мироновны, «исследования на островных территориях грибов класса Базидиомицеты (Basidiomycetes) (к которым относятся всем известные грибы на шляпках) проводились спорадически; собирались некоторые виды микологами и специалистами смежных специальностей в основном на Сахалине и немного на Кунашире. Планомерные исследования по изучению этой группы грибов впервые начаты нами в 2016 г. на острове Кунашир, с 2018 г. – на Итурупе, в 2019 г. – на Шикотане и Кунашире. В результате мы обнаружили на островах более 300 видов агариковых (которые включают большую часть съедобных грибов) и афиллофоровых грибов (к числу которых относятся, например, трутовики)».

мокруха.jpg

Мокруха войлочная, Красная книга РФ и Сахалинской области. (Фото Елены Линник)

Евгения Мироновна рассказала о впечатлениях от Шикотана: «Я работала на Шикотане в середине августа. Низкий бамбучок позволил обследовать большие территории. Леса на Шикотане фрагментарные, мертвопокровные с большим количеством грибов. Много сыроежек, встречаются лисички, паутинники, млечники. При обследовании лиственничников в бухте Церковная оказалось, что деревья лиственницы курильская сильно поражены корневыми гнилями и трутовиками, но лес хорошо возобновляется, много молодых деревьев. Грибной сезон на Шикотане начинается в конце августа – начале сентября, поэтому для выявления всего многообразия грибов на острове нужно будет ещё раз приехать сюда уже в сентябре следующего года. Большую помощь в моей работе оказал старший государственный инспектор заказника Сергей Карпенко и жители села Крабозаводское, им большое спасибо!»

спарассис.jpg

Грибная капуста, или спарассис широколистный, Красная книга РФ и Сахалинской области. (Фото Елены Линник)

После Шикотана Евгения Мироновна продолжила сбор материала на Кунашире, в дубняках в районе села Дубовое, в пойме ручья Валентины и по тропе Столбовская. «Каждый свой приезд мы открываем что-то новое, и эта поездка не исключение. Дополнения в список грибов после камеральной обработки материала будут значительные. Пока могу сказать, что выявлено два новых вида подберезовика (род Leccinum), возможно, новая находка для России гриба Boletus odaiensis, описанного в Японии. Точно новой находкой для Кунашира стал гриб удемансиелла бурокрайняя (Oudemansiella brunneomarginata), которая встречается на Сахалине, паутинника фиолетового (Сortinarius violaceus) на Шикотане, а также новый вид мухомора (род Amanita) с жёлтой ножкой, и ещё многое другое», – подвела итоги своей поездки Евгения Мироновна.

удемансиелла.jpg

Новая находка для Кунашира – удемансиелла бурокрайняя. Фото из японского определителя грибов.

Также в ходе экспедиции удалось встретить четыре редких вида грибов, занесённые в Красные книги России и Сахалинской области: мокруху войлочную (Chroogomphus tomentosus), трутовика лакированного (Ganoderma сornosum), бондарцевию плёнчатую (Bondarzewia mesenterica), грибную капусту, или спарассиса широколистного (Sparassis latifolia).

О грибах Евгения Мироновна рассказывала много: оказывается, вешенки на Кунашире и Шикотане могут расти не только на лиственных, но и на хвойных деревьях, а грибная капуста (спарассис) – это сильнейший паразит хвойных. На Дальнем Востоке встречается близкий родственник спарассиса курчавого (Sparassis crispa) - спарассис широколистный (S. latifolia), от курчавого он отличается большими, широкими и слегка рассечёнными листовыми пластинами. Ещё на Кунашире встречается два вида трутовиков: трутовик блестящий (Ganоderma lucidum), который растёт на валежнике лиственных деревьев и трутовик лакированный (G. сornosum), предпочитающий пни хвойных пород. Но оба эти трутовика являются редкими и в Китае считаются священными грибами. Ещё мы узнали, что есть чесночный гриб, который можно использовать как приправу, а говорушка душистая (Clitocybe odora) пахнет анисом, но вкуса не имеет; что трутовик окаймлённый (Fomitopsis pinicola) обладает ценнейшими лечебными свойствами и в период Великой Отечественной войны настой из него использовался партизанами для обработки ран.

трутовик.jpg

Трутовик лакированный, Красная книга РФ и Сахалинской области. (Фото Елены Линник)

Евгения Мироновна – автор множества книг о грибах Дальнего Востока, в которых она рассказывает не только о строении и распространении грибов, но и об их лечебных и пищевых свойствах каждого из них. В 2019 году по итогам работы на Курильских островах она планирует выпустить Атлас грибов и лишайников Южных Курил, который мы, конечно же, будем с нетерпением ждать.

Елена Линник, старший научный сотрудник заповедника «Курильский»