№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Древний порт Афин Фалерон и его тайны

Крупнейший на территории Греции античный некрополь хранит немало тайн об архаическом периоде истории Афин. За что могли поплатиться жизнью «пленники Фалерона», и какая судьба ожидала участников Килоновой смуты? Ответы искали археологи, когда пришли на древнее кладбище...

*Существует некоторый разнобой в русском переводе этого географического названия. В данном материале мы следуем разделению на Фалер/Фалерон как название дема и порта древних Афин и Фалирон как название муниципалитета современных Афин.

VIII век до н.э. Афины – ещё не классический демократический полис, здесь правят евпатриды – немногочисленные знатные роды, чье богатство основано на обширных сельскохозяйственных угодьях, которые обрабатывают местные земледельцы. Последние экономически зависимы от родовой знати, а законы, которые защищали бы «простого человека» от произвола богачей, пока не написаны – знаменитые Драконтовы законы появятся только в 620-х годах до н.э. Впрочем, и сама родовая знать неоднородна и не едина. Представители более бедных и менее знатных родов выдавливаются из политики, и значит, лишаются доступа к власти. А жить хорошо хочется всем.

Как жили архаические Афины за два-три столетия до своего расцвета? По-разному. Об этом нам свидетельствуют афинские некрополи – «города мёртвых». «Богатые и знатные семьи хоронили своих сородичей с пышностью, соответствующей их богатству; беднота могла положить в могилу лишь самые необходимые для умершего вещи домашнего обихода. В некоторых погребениях вообще не найдено никаких вещей, что затрудняет их датировку.[…]Обычно встречается вооружение — мечи, копья, кинжалы, щиты, иногда и сбруя коня. По-видимому, оружие всегда сопровождает воинов и притом рядовых. Золотые украшения встречаются редко: чаще всего диадемы из тонкого листового золота. Изредка встречаются фигурки женщин из слоновой кости, костяные изделия (среди них — дельфины); в погребениях женщин — их туалетные шкатулки, глиняные прялки; в детских погребениях — терракотовые игрушки. В могилы обычно ставилась посуда (чаши, арибаллы, кубки, кружки, амфоры, гидрии), наполнявшаяся едой, питьём и благовониями».(Колобова К.М. «Древний город Афины и его памятники». Изд. Лен. Ун-та. 1981. С. 31-32).

Погребения для археологов – настоящее окно в древний мир. Погребальный инвентарь поможет датировать захоронение, расскажет об эпохе в целом и о похороненном человеке в частности. Современные остеологические исследования помогут определить не только возраст, пол, травмы и патологии «хозяина» могилы, но и могут поведать о том, как и где прошло его детство, как и чем он питался, насколько тяжела была его работа и от чего он умер. Представляете, сколько историй расскажет целое кладбище? Но знали ли себе афинские археологи, какие открытия их ждут в древнем Фалероне?

Порт в Фалерской бухте

До V века до н.э. единственной гаванью Афин была Фалерская бухта, располагавшаяся всего в 6 километрах от Акрополя. Отсюда, из Фалерона/Фалера, например, отправился на Крит афинский герой Тесей в мифе о Минотавре. А сам Фалерон назван в честь другого афинского героя – аргонавта Фалера. Фалер был знаком с Тесеем, поскольку оба героя участвовали в кентавромахии – битве с кентаврами. Он также известен мифическим основанием Партенопы – города-предшественника Неаполя. 

Илл. 1. Афинские порты в середине V в. до н.э. Колобова 1961.jpg
Илл. 1. Афинские порты в середине V в. до н.э. Колобова, 1961.

К классическому периоду (до V в. до н.э.) Фалерон утратил своё значение как порт Афин, уступив новому, более оснащённому и защищённому порту Пирей. Однако на его территории продолжали действовать несколько важных святилищ. Такие, например, как храмы Зевса, Деметры, Афины Скирады, мифологических героев Навсифоя и Феака, связанных с Тесеем, и других. Об этом упоминает Павсаний в своём «Описании Эллады» (I.I. 2, 4):

«Пирей издавна был сельской областью Аттики, и до тех пор, пока Фемистокл не стал у афинян архонтом, он гаванью не был; такой гаванью служил для них Фалер, так как в этом направлении море ближе всего подходит к городу. Говорят, что и Менесфей отплыл отсюда с кораблями против Трои, а раньше этого отсюда же отправился Тесей [на Крит], чтобы заплатить Миносу пеню за смерть его сына, Андрогея.
Есть у афинян и другая гавань в Мунихии с храмом Артемиды Мунихийской, а также гавань в Фалере, как сказано мной выше, и при ней святилище Деметры. Тут же храм Афины Скирады, немного дальше — храм Зевса и жертвенники как богам, называемым «Неведомыми» и героям, так и сыновьям Тесея и Фалера. Афиняне говорят, что этот Фалер плавал вместе с Ясоном в Колхиду. Есть жертвенник и Андрогею, сыну Миноса, который называется жертвенником Герою, но те, которые лучше изучили местные древности, знают, что это жертвенник Андрогею». 

Кроме того, Фалерон служил местом проведения нескольких городских религиозных праздников. Например, во время Великих Элевсинских мистерий в воде Фалера совершалось очистительное омовение участников праздника, а в Осхофории здесь начиналась процессия в Афины.

Архаический некрополь древних Афин и его ранние раскопки

Из Афин в Фалерон шла лишь одна единственная дорога, поэтому связь города и порта была довольна уязвима, особенно во время войн. В мирные периоды существовала другая опасность – побережье бухты часто затапливали воды реки Кифисос (Кефис) и её притоков, постепенно заиливая пространство, а временами и вовсе превращая его в болото. В античной литературе этот район известен под названием Алипедон, «соленое болото». Поэтому эти территории  были непригодны ни для строительства, ни для земледелия.

О том, что в районе Фалерона располагался архаический некрополь, было известно со второй половины XIX века. Тогда, сначала незаконно, а позднее уже с разрешения Археологического общества были раскопаны небольшие участки, а некоторые найденные предметы были проданы Британскому музею. Повреждённые в ходе тех работ захоронения обнаружили археологи несколько лет назад.

В начале ХХ века Археологическая служба Афин дважды проводила здесь точечные раскопки перед строительными работами. В 1911 году под руководством Константина Куруниотиса на площади в 12 кв. м. было обнаружено 68 захоронений. Среди них – обычные грунтовые, кремации, детские в амфорах. Как известно, детские захоронения в керамических сосудах – давняя традиция древних греков. Амфора намного дешевле саркофага и вполне подходит для небольшого детского тела. Погребальный инвентарь исследованных могил оказался довольно скудным – один-два сосуда.

Илл. 2. Стратис Пелекидис на раскопках 1915 года. Википедия.jpg
Илл. 2. Стратис Пелекидис на раскопках 1915 года. Wikimedia Commons 

В 1915 году под руководством Стратиса Пелекидиса был исследован участок в 500 кв. м. Могилы здесь располагались не так плотно, как на участке, открытом Куруниотисом ранее, – всего археологи открыли их 87. Помимо уже известных типов погребений здесь обнаружены погребения в терракотовом саркофаге и могильные ямы, обложенные камнем. Для захоронения детей, помимо амфор, знакомых по участку Куруниотиса, жители древнего Фалерона использовали пифосы, гидрии и кратеры. Пифосы – большие горшки, предназначенные для хранения сыпучих или жидких продуктов. Гидрия – сосуд для воды, но часто использовался и для погребения пепла кремированных. А в кратерах на пирушках-симпосионах смешивали вино с водой по греческой традиции винопития. Интересно, что часть открытого Пелекидесом участка была занята лишь детскими погребениями в сосудах, и все они относились только к VII-началу VI вв. до н.э.

Некоторые исследованные Пелекидесом погребения содержали по 8, 12 и даже 17 сосудов. Но бОльшая часть найденной в захоронениях керамики – простые и дешёвые сосуды разных типов, а действительно интересных экземпляров было совсем немного. Изучению мест изготовления керамики Фалеронского некрополя посвящено несколько работ. Подавляющее большинство керамики Фалеронского некрополя – местного производства, и это неудивительно. Но есть сосуды из Коринфа (их число довольно велико), Восточной Греции и с острова Эвбея, что говорит о налаженных торговых связях с этими центрами производства керамики.

Илл. 3. Сосуды из детского погребения 19 из раскопок Пелекидиса датированного первой четвертью VII в. до н.э. Young 1942..jpg
Илл. 3. Сосуды из детского погребения № 19 из раскопок Пелекидиса, датированного первой четвертью VII в. до н.э. Young, 1942.

Керамика в погребальном инвентаре помогла датировать некрополь VIII–V веками до н.э. Видимо, конец функционирования кладбища связан с падением важности Фалерской бухты для афинян. Это довольно большой период использования для кладбища, и его планомерное исследование могло дать важные для изучения раннего периода истории Афин результаты. Но раскопки больше не продолжались, да и методы исследования скелетных останков в начале ХХ века оставляли желать лучшего.

Детективная история давностью в 2500 лет

Особенно интересной на участке Пелекидиса оказалась братская могила с останками 18 человек. Их скелеты были уложены в ряд довольно близко друг к другу, а на шеях, запястьях и лодыжках сохранились металлические кандалы в виде омеги – буквы греческого алфавита. Форма этих оков, размещение их на телах похороненных и особенности крепления ясно указывали на то, что они не были звеньями одной общей цепи – у каждого мертвеца были свои собственные кандалы.

Илл. 4. Захоронение пленников Фалерона. Pelekidis 1916.jpg
Илл. 4. Захоронение «пленников Фалерона». Pelekidis,1916.

Следы тлена под скелетами указывали, скорее всего, на остатки какой-то деревянной конструкции. Похоже, кандалы были частью известного в античности наказания под названием apotympanismos. Живого человека укладывали на длинную широкую доску и кандалами в форме омеги закрепляли на ней за шею, запястья и лодыжки. Такие доски назывались tympana, отсюда происходит и название наказания. Доски с прикованными людьми устанавливали вертикально и оставляли на обозрение прохожим без воды и еды до наступления естественной смерти. По сути, это была не просто казнь, но и мучительная пытка. 

Илл. 5. Реконструкция наказания. Meleze-Modrzejewski 2007..jpg
Илл. 5. Реконструкция наказания. Mélèze-Modrzejewski, 2007.

В жизнеописании Перикла Плутарх сообщает о случае применения подобной казни к восставшим самосцам. Правда, он приводит этот рассказ со слов Дуриса Самосского и не верит ему, но само упоминание свидетельствует об известности этого наказания: «Он говорит, будто Перикл привёз самосских начальников кораблей и воинов в Милет и там на площади продержал их привязанными к доскам в течение десяти дней и, наконец, когда они были уже в изнеможении, велел их убить ударами палки по голове, а тела бросить без погребения» (Плутарх. Перикл. 28). Возможно, к такому же наказанию афиняне присудили сатрапа города Сеста перса Артаикта за осквернение святилища Протесилая в Элеунте (Геродот.VII, 33), а также Мнесилоха из комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий» – за проникновение в храм во время таинств (930–946, 1041–1050). Похоже, что apotympanismos применялся к людям, подвергшим полис, его граждан и устои общества большой опасности.

Похоже, что 18 человек на Фалеронском кладбище разделили одну tympana на всех и были похоронены вместе с ней. Никаких предметов в захоронении не было обнаружено, только под мертвецом № 5 сохранился медный наконечник стрелы. Он, в свою очередь, позволил археологам предположить, что пятая жертва могла быть убита прямо на tympana перед захоронением.

Илл. 6. Захоронение пленников Фалерона. Фрагмент. Хорошо видны кандалы на запястьях и лодыжках. Pelekidis 1916..jpg
Илл. 6. Захоронение «пленников Фалерона». Фрагмент. Хорошо видны кандалы на запястьях и лодыжках. Pelekidis,1916.

Удивительно здесь не только то, что люди были похоронены группой и в кандалах, но и то, что это захоронение было совершено на обычном городском кладбище. Однако только это множественное погребение явных социальных изгоев относилось к V веку до н.э., тогда как расположенные рядом могилы – к VII веку до н.э. Поэтому вполне закономерно у специалистов появилось предположение, что ко времени этой казни данная часть кладбища была уже заброшена и вполне подходила для погребения преступников. Впрочем, и это обстоятельство довольно интересно, ведь в Афинах тела казнённых преступников (а в ранней истории города – живьем) обычно сбрасывали в яму под названием Баратрон на западной стороне холма Нимф. Преступление же этих людей потребовало не только публичности в их наказании, но и одной могилы на всех вместе с орудиями пытки.

Это открытие вызвало среди населения небывалый ажиотаж. Люди валом валили из Афин в Фалирон, чтобы посмотреть на загадочных мертвецов. Общество обсуждало, не противоречило ли зловещее зрелище казни эстетике и духу демократических Афин. Пелекидеса даже заподозрили в подделке деталей захоронения, и ему пришлось отправлять кандалы на экспертизу в Технический университет Афин, чтобы доказать древность их происхождения.

Научное сообщество не отставало: появилась масса предположений, кем могли быть эти несчастные, получившие в литературе и СМИ название «пленники Фалерона». Само содержание людей в кандалах не только при жизни, но и после смерти, лишение их стандартных погребальных ритуалов свидетельствует об их социальной маргинализации, поэтому гипотезы касались целых групп общества. Это могли быть пираты, взбунтовавшиеся рабы с Лаврионских рудников, военнопленные, потерпевшие кораблекрушение персы, вожди восставших митиленцев, оскорбители богов, культовых святынь или священных ритуалов, жертвы Тридцати тиранов или Гиппия Писистратида. Сам Пелекидис считал, что это захоронение гермокопидов – осквернителей священных герм в Афинах в 415 году до н.э.

Кто такие гермокопиды?

Это событие случилось в Афинах прямо перед отплытием афинского флота на Сицилию. Все городские гермы – невысокие столбы, увенчанные головой Гермеса, отчего и получили такое название, – кроме одной-единственной, были изуродованы. Для Афин V века до н.э. подобное происшествие – страшное святотатство, «граждане были возмущены […] и поспешно созвали народное собрание» (Исократ. «Об упряжке». XVI,6-7).

В доносе метека Тевкра названо 18 участников осквернения герм, среди которых был и он сам. Имена соучастников он предоставил Совету в обмен на собственную безопасность. А некий Диоклид утверждал, что видел ночью в театре Диониса человек 300, замышлявших святотатство, и многих из них узнал (Андокид. «О мистериях». I, 38-46). Появлялись и другие доносчики, степень правдивости их слов ещё предстояло определить в процессе следствия, и все горожане в страхе опасались, что прозвучат и их имена.

Илл. 7 HermHerakles_2.jpg
Илл. 7. Древнегреческая герма с изображением Геракла. Фото: Charismak/Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Святотатцы, проигравшие процесс о нечестии, были лишены имущества, включая дома, землю и сады, – всё пошло с молотка. Об этом нам известно из текстов Аттических стел – официальных документов в виде каменных блоков с указанием подробностей продажи с торгов конфискованного у гермокопидов (разрушителей герм). Эти стелы были установлены на афинской агоре для ознакомления всем желающим и найдены во время раскопок главной площади Афин в 1930-х годах.

Считается, что эта ужасная выходка была направлена на нагнетание нервозной обстановки в Афинах перед Сицилийской экспедицией и в конечном итоге против Алкивиада и его влияния на внутреннюю и внешнюю политику Афин. К слову, в это же время Алкивиад был обвинен в осквернении Элевсинских мистерий.

Конец V века до н.э – нелёгкий период афинской истории. А религиозное нечестие – асебию – античный грек воспринимал как социальное преступление, поскольку оно могло навлечь кару не только на самого святотатца, но и на всю общину в целом. Поэтому нет ничего удивительного, что в политическом противостоянии использовались и обвинения в асебии. Из источников нам известно о подобных процессах против Анаксагора, Протагора, Аспасии, Диагора, Сократа. Некоторые исследователи предполагают, что их было гораздо больше, просто о многих не сохранилось информации. Вполне возможно, что наглядность наказания «пленников Фалерона» обусловила именно тяжесть их преступления. Правда, эта гипотеза до сих пор не подкреплена иными доказательствами и остается просто наиболее подходящим предположением.

Современные исследования Дельты Фалирона

Территория, исследованная Пелекидисом, расположена в треугольнике между двумя дорогами, включая проспект Сингру, идущий в Фалирон из Афин, и береговой линией. Этот треугольник исследователи с начала ХХ века официально называют Дельтой Фалирона – по форме греческой буквы. Участок Куруниотиса же расположен за пределами Дельты.

Вновь археологи вернулись в Фалирон в 2011 году. Это были спасательные работы под строительство Культурного центра Фонда Ставроса Ниархоса, включавшего также большой парк и искусственный канал с морской водой. Площадь раскопок за пять лет составила более 9 тысяч кв. м, но специалисты считают, что древний некрополь занимает куда более обширную территорию.

Илл. 8. Общий вид участка раскопок 2012-2016 годов.jpg
Илл. 8. Общий вид участка раскопок 2012-2016 годов. Фото: ZUMAW/REX/Shutterstock

Поскольку за период исследований было открыто около полутора тысяч погребений, археологи смогли обобщить данные, включив в них и результаты раскопок столетней давности. Оказалось, что древнее Фалеронское кладбище содержит довольно странный набор захоронений. Здесь наряду с обычными для той эпохи погребениями открыты и так называемые девиантные. В отличие от психологического термина, имеющего негативные коннотации, в археологии определение «девиантный» получают захоронения, сильно отличающиеся от принятых обрядов погребения в той местности, где они были обнаружены. Часто эту нестандартность можно объяснить, обратившись к законам и обычаям эпохи. Помогают и письменные источники. Но вот если их нет, приходится предполагать, опираясь на более поздние данные, аналогии и прочие палочки-выручалочки археологов.

Приступая к раскопкам новых участков в Фалироне, специалисты уже знали, что это кладбище преимущественно архаического времени – VIII-VII века до н.э. Довольно скудный погребальный инвентарь указывал на использование некрополя бедными слоями населения Афин. Возможно, здесь хоронили и иностранцев, связанных с морем и портом. Большое количество детских погребений свидетельствует о довольно высокой детской смертности. Фалеронское кладбище не сравнить с роскошным кладбищем около афинского гончарного квартала Керамик.

Илл. 9 . Детское захоронение в сосуде с голубем из новых раскопок. 2019.jpg
Илл. 9. Детское захоронение в сосуде с голубем из новых раскопок. Фото: Giannis Asvestas, Hellenic of Culture Ephorate of Piraeus and the Islands.

Но это не значит, что жителям Фалерона нечего было дать с собой своим умершим родственникам. Вновь открытые детские погребения содержат не только привычные керамические сосуды, но и амулеты, игрушки и даже останки любимых питомцев – поросёнка, голубя и т.п.

Захоронения коней

За время раскопок было открыто несколько захоронений лошадей. С одной стороны, специалистам известны в античности случаи погребения коней на человеческих кладбищах. С другой стороны, один из скелетов сохранился настолько хорошо, что археологи получили в своё распоряжение даже копыта. Такая уникальная сохранность останков связана с болотистым характером местных почв – в них органика разлагается крайне медленно. Все эти находки дают палеозоологам редкую возможность не только исследовать древние породы лошадей, но и узнать, в каких условиях жили животные и даже на каких работах они были задействованы.

Илл. 10. Скелет лошади из новых раскопок. Министерство культуры и спорта Греции.jpg
Илл. 10. Скелет лошади из новых раскопок. Фото: Министерство культуры и спорта Греции.

Ещё при Писистрате (VI в. до н.э.) в деме Эхелида был построен ипподром. Согласно Ксенофонту (Гиппарх. 3.1), жившему на рубеже V-IV веков до н.э., в Фалере, а также Академии и Ликее, афиняне проводили конные праздники. Другой ипподром (видимо, у реки Илисс) упоминается в одной из речей, приписываемых Демосфену (XLVII, 53; 76) Возможно, лошади Фалерона удостоились упокоения на городском кладбище в благодарность за победы на ристалищах?

Единственный деревянный гроб

Ещё одна прекрасно сохранившаяся из-за болотистой временами местности находка – единственный (в некрополе) деревянный гроб. Выдолбленный из ствола дерева, гроб имеет размеры 1,61 м. на 0,77 м. Внутри него нашли человеческие кости и множество мелких деревянных фрагментов, вероятно, от его крышки. При своей «жизни» гроб был обычной лодкой и дважды подвергался ремонту.

Илл. 11. Захоронение в деревянном гробу из новых раскопок. Министерство культуры и туризма Греции.jpg
Илл. 11. Захоронение в деревянном гробу из новых раскопок. Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

Нам известно, что уже во II тысячелетии до н.э. (если не раньше) на территории Греции для кремации и погребения использовали деревянные ложа, однако в целом условия почв не позволяют древесине сохраняться в течение сотен лет. А в бухте Фалера заболоченность береговой линии на радость археологам помогает лежащим в почве останкам сохраняться намного дольше обычного.

«Влюблённые пары»

Две простые могильные ямы содержали сразу по два скелета, держащихся за руки. Археология знает немало захоронений, которые, на первый взгляд, казались погребениями влюблённых. Но после исследований часто оказывалось, что это не так. Или скелеты принадлежали однополым людям, или погребальный инвентарь указывал на социальное неравенство похороненных, или похоронены люди были в разное время, а слои грунта со временем поменяли своё положение.

Илл. 12. Одна из влюбленных пар.jpg
Илл. 12. Одна из «влюблённых пар». Фото: protothema.gr

Тем не менее, сплетённые руки двух людей могут свидетельствовать о том, что они умерли в одно время, и их похоронили до наступления rigor mortis, т.е. трупного окоченения. Кроме того, рядом с одной из пар был похоронен ребёнок, так что, возможно, это семейные захоронения. К сожалению, никаких предметов в этих могилах не было найдено, поэтому точно определить время этих захоронений затруднительно. Однако археологи уточняют, что они находятся в архаических слоях некрополя, а это VII-VI века до н.э.

Погребение женщины с неродившимся ребёнком

Одно погребение демонстрирует случай описанного в научной литературе довольно редкого явления – «роды в гробу». Молодая женщина умерла беременной, и уже в могиле при разложении тела матери под воздействием образованных газов плод частично вышел из матки.

Хотя среди предположений о происшедшем фигурирует гипотеза о смерти женщины во время родов, маловероятно, что её похоронили бы вместе с частично показавшимся ребенком. Такие случаи совершенно неизвестны из античных источников, хотя гибель роженицы – очень частое явление в древности. Это захоронение также отнесли к архаическому времени лишь на основании расположения.

12 связанных, 1 скованный и 1 брошенный

Небольшая братская могила содержит останки двенадцати человек, у которых были связаны руки. Правда, в ней не сохранилось ни единого свидетельства времени погребения, поэтому археологи даже не могут предположить, к какой странице афинской истории может относиться это захоронение. Но, скорее всего, здесь похоронены такие же асоциальные элементы, как и «пленники Фалерона». 

Илл. 13. Могила с двенадцатью связанными. Министерство культуры и туризма Греции.jpg
Илл. 13. Могила с двенадцатью связанными. Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

В другой могильной яме был похоронен мужчина. Он лежал на спине, а сложенные на животе руки сохранили металлические кандалы на запястьях. Снова девиантное – отступающее от нормы – захоронение, и снова свидетельства прижизненного наказания остаются с похороненным и после смерти.

Илл. 14. Одиночное захоронение где сохранились оковы. Министерство культуры и туризма Греции.jpg
Илл. 14. Одиночное захоронение, где сохранились оковы. Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

Другая могила демонстрирует абсолютное пренебрежение мёртвым человеком – его тело было брошено в яму и навсегда сохранило свое неестественное положение. А ведь даже самые бедные люди старались проводить своих родных в последний путь достойно. Значит ли это, что и данное захоронение принадлежит изгою общества?

Илл. 15. Человек погребенный в неестественной позе. Министерство культуры и туризма Греции.jpg
Илл. 15. Человек, погребённый в неестественной позе. Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

Ещё одна братская могила Фалерона

Но самым удивительным девиантным захоронением оказалось другое массовое погребение. 80 мужчин, каждый из которых принял смерть от одного удара по голове, оказались похороненными в трёх соседних братских могилах практически без погребального инвентаря. Практически, потому что два сосуда всё же были обнаружены, они-то и помогли датировать захоронение. Его отнесли к архаическому периоду истории Афин – к 650-625 годам до н.э.

Илл. 16. 1. Керамические сосуды, позволившие датировать захоронение_700.jpg
Илл. 16. Керамические сосуды, позволившие датировать захоронение.

Могила состояла из трёх траншей. В одной из них, самой многочисленной, все скелеты лежат в ряд – кто на спине, кто на боку, кто на животе. У 36 из них руки связаны и вытянуты над головой. В другой траншее, расположенной под углом к первой, останки лежат довольно хаотично. Положение скелетов в третьей траншее, параллельной первой, выглядит как падение в яму на месте казни. 

Илл. 17. Вид сверху на траншеи девиантного погребения. Министерство культуры и туризма Греции.jpg
Илл. 17. Вид сверху на траншеи девиантного погребения. Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

Исследования костей свидетельствуют, что все скелеты принадлежат молодым – от 20 до 30 лет – людям, хорошо сложенным, с отличными зубами, без прижизненных травм. Четверо из них были моложе 20 лет, а один – подросток 12-14 лет. Хорошее физическое состояние погибших указывает на их социальный статус – они явно были гражданами, не утруждёнными тяжёлой работой, с хорошим питанием и физическими нагрузками. Тем не менее, эти юноши были похоронены в одном месте в одно время, сохранив и посмертно свидетельства своего унизительного наказания.

Илл. 18. 2. Фрагмент девиантного захоронения. Министерство культуры и т.jpg
Илл. 18. Фрагмент девиантного захоронения. Министерство культуры и туризма Греции.  Фото: Министерство культуры и туризма Греции.

Вновь у специалистов появилась возможность попробовать привязать к захоронению историческое событие, выбрав среди известных из античных источников наиболее соответствующее выясненным критериям: VII век до н.э., группа свободных молодых людей, совершившая преступление против полиса и общины. И такое преступление, на первый взгляд, нашлось!

Килонова смута по античным источникам

В середине 630-х годов до н.э. в Афинах случилась первая попытка государственного переворота. Заговор возглавил некий Килон, о котором нам известно не так уж и много: афинский гражданин, аристократ, олимпионик – победитель 35-й Олимпиады в диавлосе, двойном беге (2 стадия – ок. 380 м). Килон был женат на дочери тирана города Мегара Феагена. Тут надо отметить два интересных факта. Во-первых, Феаген тоже был олимпиоником, гораздо более именитым, чем его зять – в источниках упоминается более 1400 побед в боях на разных состязаниях. Во-вторых, Феаген пришел к власти путем её захвата. Кроме того, нельзя забывать про Саламин – остров раздора между Мегарой и Афинами – и про присоединившийся к Афинам Элевсин, на который мегаряне также имели виды.

Илл. 19. Мегарида и Аттика. Пальцева 1999..jpg
Илл. 19. Карта Аттики. Пальцева, 1999.

Ясно, что идея захватить власть в Афинах появилась именно у Килона (или у его тестя?) неспроста. Как настоящий древний грек, Килон решает спросить совета у богов и от дельфийской пифии получает пророчество, как всегда, довольно мутное, что его дело увенчается успехом, если будет совершено в день величайшего празднования в честь Зевса. Пифия не называет этот праздник, но афинянину и так понятно – это очередная Олимпиада. Как олимпионик, Килон имеет множество социальных привилегий – начиная с трапез в пританее за счёт города и заканчивая свободным входом на Акрополь – центр политической и религиозной жизни Афин. Именно этот последний факт и способствовал захвату Акрополя Килоном и группой его товарищей – участников заговора. Помимо этих – скорее всего, немногочисленных – друзей, Килон привел на Акрополь ещё и военный отряд, присланный тестем. Вероятно, Килон рассчитывал на свою популярность и на ненависть народа к тем, кто стоял в тот период у власти, но просчитался. Земляки оценили поступок Килона как претензию на тиранию и предательство по отношению к родному городу.

Заговорщики были заперты на Акрополе (а это скала с одним выходом) и начали страдать от голода и жажды. Мертвецы в священном месте осквернили бы его, и охраняющие предложили сторонникам Килона сдаться и освободить Акрополь, гарантируя им безопасность. Ко времени переговоров сам Килон и его брат смогли тайно покинуть Акрополь, остальные же заговорщики, за небольшим исключением, поплатились жизнью. При этом некоторые из них были убиты у алтарей, что, по мнению жителей города, навлекло на Афины гнев богов. 

Илл. 20. Акрополь до Греко-персидских войн. Колобова 1961..jpg
Илл. 20. Акрополь до Греко-персидских войн. Колобова, 1961.

Этот мятеж в греческой истории называется Килоновой смутой, а проклятие за бесчестное убийство в священном месте – Килоновой скверной. Ответчиками за проступок были избраны высшие должностные лица города – коллегия архонтов, среди которых был Мегакл, глава влиятельного афинского рода Алкмеонидов. Даже через 200 лет известнейший представитель этого рода Перикл неоднократно подвергался обвинениям в этом родовом проклятии от своих политических противников, поскольку, по мнению древних греков, оно напрямую затрагивало и благополучие Афин.

Среди античных авторов эту историю упоминают античные писатели Геродот (V, 71; V в. до н.э.), Фукидид (I, 126; вторая пол.V в. до н.э.), Плутарх (Солон. 12.1; I в. н.э.) и Павсаний (I, 28, 1; II в. н.э.).

Эта гипотеза принадлежит археологам, работавшим на раскопках Фалеронского некрополя. В прессе её озвучила Стелла Хрисулаки – руководитель 6 Эфората древностей Западной Аттики, Пирея и островов Министерства культуры и спорта, государственного учреждения, осуществлявшего полевые работы в Фалироне перед строительством Центра Культурного Фонда Ставроса Ниархоса.

Значение Фалеронского некрополя

Что же рассказал нам некрополь в древнем Фалероне? В VIII веке до н.э. территорию бухты, непригодную ни для строительства, ни для сельского хозяйства, местные жители стали использовать для погребений. Тут хоронили преимущественно бедные слои населения – простые ямы в береговом грунте, минимум предметов в погребальном инвентаре, иногда и полное его отсутствие. Скелетные останки сохранили следы регулярной тяжёлой физической работы.

Младенцам и детям чуть постарше в архаическое время (VIII-VI вв. до н.э.) выделяли отдельные участки. Из исследованных захоронений таких около трети – и это вновь подтверждает тезис о высокой детской смертности в то время. Скорбящие родственники клали в детские могилы не только традиционную керамику, но и игрушки и даже домашних питомцев.

Заброшенные места кладбища использовали под захоронения преступников. Некоторые из них были совершены после публичных наказаний или казней и указывают на преступления против общины в целом. Возможно, они связаны с политическими потрясениями или святотатством.

Кладбище использовалось на протяжении четырёх веков – с VIII по начало IV в. до н.э., и это время становления демократии в Афинах: первая письменная кодификация законов Драконтом в середине VII века до н.э., реформы Солона в начале VI века до н.э., тирания Писистратидов во второй половине VI века до н.э., реформы Эфиальта в середине V векадо н.э. и другие яркие политические события.

Поскольку некрополь принадлежит низшим социальным кругам афинского общества, и археологи открыли почти 2 тысячи захоронений, дальнейшие биоархеологические исследования дадут ценные знания о продолжительности жизни таких людей в эпоху архаики, их географического происхождения, общего состояния здоровья и питания, разнообразии болезней и их связи со смертностью.

Теперь, когда на месте архаического афинского некрополя разбит парк Центра Культурного Фонда Ставроса Ниархоса, вся работа над скелетными останками с этого кладбища переместилась в Лабораторию Винера Американской школы классических исследований в Афинах (Malcolm H.Wiener Laboratory for Archaeological Sciences of the American School of Classical Studies at Athens). На базе этого исследовательского центра работает Фалеронский биоархеологический проект – Phaleron Bioarchaeological Project.



Библиография:
1. Владимирская О.Ю.Алкмеониды и Филаиды афинские. Центр Антиковедения СПбГУ. Сетевая публикация. 2001.
2. Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. Изд-во СПб ун-та.1999.
3. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Изд-во Лен.ун-та. 1961.
4. Keramopoullos A.D. Οapotumpanismos. Atene, Hestia.1923.
5. Κουρουνιώτης Κ. Εξ’ Αττικής. Αρχαιολογική Εφημερίδα. Αθήνα. 1911.
6. Mélèze-Modrzejewski J. Apotympanismos. Bibliagrecka, papirusy i prawo karne ptolemejskiego Egiptu // Meander 1-2/2007. Pp. 86-98.
7. Πελεκίδης Σ. Ανασκαφή Φαλήρου //Αρχαιολογικό Δελτίο 2 (1916), pp. 13-64.
8. Prevedorou E.-A., Buikstra J.E. Bioarchaeological Practice and the Curation of Human Skeletal Remains in a Greek Context: The Phaleron Cemetery // Advances in Archaeological Practice 7(1). 2019. Pp. 60–67.
9. Young R.S. Graves from the Phaleron Cemetery // American Journal of Archaeology. Vol. 46.No. 1 (Jan. - Mar., 1942).Pp. 23-57.
10. Министерство культуры и туризма Греции
11. Культурный центр имени Ставроса Ниархоса

Античные источники:
12. Андокид. О мистериях
13. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий
14. Геродот. История. VII книга
15. Исократ. Об упряжке
16. Демосфен. Речь XLVII. Против Эверга и Мнесибула по обвинению в лжесвидетельстве
17. Ксенофонт. Гиппарх
18. Павсаний. Описание Эллады
19. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Алкивиад.Перикл. Солон.
20. Фукидид. История Пелопоннесской войны

Автор: Юлли Улетова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее