Зачем пернатым светящийся в ультрафиолете клюв?
Об этом и других аспектах жизни пернатых мы спросили у орнитолога Татьяны Обозовой, автора и режиссёра нового научно-популярного фильма «Почему светится клюв?»
Сравнительно недавно исследователи обнаружили, что клюв некоторых морских птиц светится в ультрафиолетовых лучах. В принципе, о том, что птицы видят в ультрафиолете, учёным было известно и раньше, но вот зачем пернатым «подсветка» собственного клюва? Помогает ли она им охотиться, общаться с сородичами или искать брачных партнёров? Чтобы ответить на этот вопрос, орнитолог Татьяна Обозова вместе с коллегами отправилась на самый север Охотского моря на остров Талан, где гнездятся миллионы птиц. Десятки часов наблюдений и съёмок ипаток, больших конюг и других пернатых обитателей острова не только помогли прояснить биологический смысл светящихся клювов, но и превратились в полноценный фильм о жизни пернатых.Картина «Почему светится клюв?» была показана на просветительском международном фестивале научно-популярного кино «Разумный кинематограф» в 2022 году и заняла первое место по итогам зрительского голосования в номинации «Время открытий». Мероприятие было организовано медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке научно-познавательного проекта «Земля твоими глазами. Живи! Снимай!», объединяющего режиссёров, фотографов, учёных и путешественников, которые стремятся развивать принцип осознанного отношения к природе.
После показа фильма мы задали несколько вопросов Татьяне — о птицах, их поведении, о том, сложно ли снимать о них кино, и о клювах, конечно же.
— Татьяна, много ли мы уже знаем о поведении животных и птиц в том числе?
— Много. Изучением поведения животных занимаются исследователи из разных стран мира: России, Европы, Америки, Австралии и так далее. Проходят конференции, ежегодно выходят в печать тысячи научных публикаций. Наблюдение за животными в природе, как наука (этология), возникла сравнительно недавно, в 30-е годы прошлого столетия.
Но важно понимать, что для человека наблюдение за поведением животных — это не только научный, но и жизненно важный интерес, который уходит корнями в далёкое прошлое. Мы не всегда были жителями мегаполисов. Большую часть своей истории человечество выживало в природе. Именно выживало. Поэтому наблюдение за своими ближайшими «соседями» было острой необходимостью. Это позволяло удачно охотиться, приручать, одомашнивать диких зверей и птиц. То есть, это очень-очень давняя тема.
— Некоторые птицы, как те же врановые, проявляют удивительные интеллектуальные способности. Может быть пора уже говорить о сознании у птиц?
— Действительно, врановые птицы (ворóны, вóроны, сойки, сороки), а также крупные попугаи (жако, ара, амазоны), показывают уровень решения задач на сообразительность такой же, как и некоторые обезьяны. Мы можем говорить о наличии у них когнитивных способностей, а именно способностей к обучению и решению задач в новых ситуациях. Например, врановые птицы прекрасно справляются с тестами на понимание физических свойств предметов, на понимание причинно-следственных связей. Они способны проводить несложные математические операции, аналогичные сложению, и даже мыслить «по аналогии».
Но, прежде чем говорить о сознании, необходимо определиться с терминологией. Важно, что до сих пор нет однозначного определения для этого явления. Если, например, под сознанием подразумевать способность животных, в том числе птиц, и, не забываем, человека, понимать мотивы собственного поведения, то здесь вопрос о наличии сознания становится спорным даже в отношении человека... То есть, это большая и отдельная дискуссия.
Ипатки — отличные пловцы, за добычей (рыбой, зоопланктоном и кальмарами) они способны нырять на глубину до 70 метров. Чистка перьев и уход за ними — обязательное занятие для всех водоплавающих птиц. Фото Татьяны Обозовой.
— Наблюдая за ипатками, вы пришли к выводу, что светящийся клюв у птиц запускает более интенсивные контакты в паре. Можно ли здесь говорить о чувстве красивого у ипаток? «Накрашенный», светящийся партнёр стимулирует больше вовлекаться в птичью семейную жизнь?
— Когда клюв светится, это побуждает партнёров к биллингу (от англ. bill — «клюв»). То есть, птицы соударяются клювами, тем самым как бы говоря: «Мы пара, у нас союз». Это фактически запускает брачное поведение. Но говорить о том, что свечение делает птицу более красивой и это побуждает к семейной жизни...
Это вопрос восприятия и однозначного ответа на него нет. Дело в том, что люди не способны видеть в УФ-диапазоне длин волн. А зрение птиц это позволяет. Так что то, что для нас кажется крайне необычным и расценивается как «красивое», а именно свечение клюва под УФ-излучателем, для птиц — обычная история. Скорее, можно говорить о свечении как о стимуле, который запускает врожденную программу поведения. О его красоте — только фантазировать.
— А какие могут быть эволюционные объяснения светящихся клювов у птиц, гнездящихся в северных широтах, где с солнцем так себе?
— Для того, чтобы клюв светился, нужно не так уж много ультрафиолета. Он светится даже тогда, когда небо затянуто и нет ни луча солнца. Просто менее интенсивно. Само по себе свечение клюва (любой интенсивности) запускает врождённую программу брачного поведения.
— Давайте перейдём от самих птиц к фильму о птицах. Когда вы отправляетесь в экспедицию на съёмки фильма, у вас уже есть какой-то сценарий или он рождается уже на основе отснятого материала?
— Готового сценария нет. Когда я отправляюсь в экспедицию, есть вопрос, который меня интересует. Например, как в случае с клювами: «Свечение. Что это за явление в жизни морских птиц?». Чтобы на него ответить, я использую экспериментальные подходы, которые заранее планирую. Но до тех пор, пока не получены ответы, сценарий писать не о чем. Обычно он естественным образом вытекает из того, что удаётся сделать в процессе работы экспедиции.
Одни птицы обустраивают гнёзда на труднодоступных утёсах острова, другие, как ипатки, предпочитают более пологие каменистые осыпи. Фото Татьяны Обозовой.
— Бывает ли, что уже при монтаже вы понимаете, что вот на этой минуте должен быть такой-то кадр, а его как назло нет?
— Нет, такого не бывает. Это документальное кино, не художественное. В нём отсутствует какой бы то ни было вымысел. Что привлекло внимание в ходе работы, что явилось результатом наблюдений, то и было отснято.
Ипатки наряду с тупиками — одни из самых ярких и узнаваемых морских птиц. Фото Татьяны Обозовой.
— Насколько получается совмещать научную деятельность и съёмки? Одно помогает другому или мешает?
— Никак не мешает. Совмещать первое и второе — не проблема. Учитывая, что база общая: и там, и там исследования и наблюдения. Наблюдая, вы можете снимать. Снимая, вы можете наблюдать. Это взаимосвязанные вещи.
— Получается ли у вас мотивировать коллег популяризировать науку и свои исследования?
— Я занимаюсь популяризацией своих научных исследований, пытаясь их донести до людей простым и наглядным образом, используя видеосъёмку. Замотивировать коллег делать то же самое не пыталась.
Фильм «Почему светится клюв?» можно посмотреть по ссылке на YouTube канале «Телеканала Культура».