Что можно увидеть на небе в феврале 2023

Последний месяц зимы редко балует российских любителей астрономии хорошей погодой. Но будем надеяться, что нам улыбнётся удача. И в этот раз обратим внимание на созвездие Жирафа.

Жираф (лат. Camelopardalis, сокращ. Cam) — достаточно крупное созвездие (18 место из 88 известных созвездий), но тусклое, поскольку самые яркие звёзды имеют только четвёртую величину. Из 50 звёзд ярче 6m (36–40 место) всего 14 звёзд ярче 5-й звёздной величины и только 5 ярче 4,5. Никакой запоминающейся фигуры они не образуют.

Созвездие Жирафа. Названия указаны у звёзд с видимой величиной свыше 5,5, и галактик – 12 (Stellarium).
Московское небо 14 февраля полночь приполярная область (Stellarium).
Московское небо 14 февраля полночь южная часть неба (Stellarium).
Московское небо 14 февраля полночь северная часть неба (Stellarium).
Галактика NGC 2403 промежуточного типа. Видны многочисленные «пятна» областей звездообразования H II. Слева вверху – самая большая из них NGC 2404 (Источник: Subaru Telescope (NAOJ), Hubble, Robert Gendler).
Спиральная галактика IC 342, также известная как «Скрытая галактика» из-за перекрывающих её пылевых облаков. Изображение получено астрономом-любителем с помощью 80-мм телескопа (автор Bpskl, en.wikipedia.org).
Галактика Интегрального Знака (Images (bands L, W) with the VLA Schmidt in Chile)
Рассеянное скопление NGC 1502 (автор Donald Pelletier, en.wikipedia.org).
Каскад Кембла – астеризм в виде цепочки звезд. Голубовато-белая звезда в центре – HR 1204 (5m), а яркий объект выше левого нижнего угла цепочки – рассеянное звёздное скопление NGC 1502. (Автор: Wayne Young from Thatcham, UK, commons.wikimedia.o
Планетарная туманность NGC 1501. Цвета на этом изображении произвольны. Яркая центральная звезда, похожая на жемчужину, заключенную в светящуюся оболочку, породила популярное прозвище этого объекта: туманность Устрица.(Источник: ESA/Hubble & NASA).

Расположено созвездие Жираф в окружении известных и богатых яркими звёздами созвездий: Персей, Возничий, Большая и Малая Медведицы, Дракон, Цефей и Кассиопея. Собственно голландско-фламандский астроном Петрус Планциус и ввёл это созвездие в 1612 или 1613 году, чтобы заполнить свободное место между ними. Кстати, он ввёл и созвездие Единорога. Благодаря близости к зениту Жираф полностью виден на всей территории России круглый год, однако наилучшие условия наблюдения будут в январе и феврале, когда он кульминирует в зените.

Самая яркая звезда созвездия β Cam (4,02m) — сверхгигант жёлтого цвета типа G1, расположенный в 870 световых годах от Земли. Она имеет массу в 6,5 раз больше массы Солнца (M) и радиус 58R. Звезда излучает в 1592 раз больше Солнца, имея близкую эффективную температуру фотосферы 5300 К. Её возраст оценивается всего в 60 миллионов лет. β Cam вращается со скоростью 11,7 км/с, что необычно высоко для звезды такого типа. Одно из возможных объяснений — β Cam поглотила планету-гигант.

Вторая по яркости звезда созвездия CS Cam (4,21m), как ни странно, не имеет обозначения Байера — то есть обозначения греческой буквой. Имеющееся обозначение двумя латинскими буквами обозначает переменную звезду. Это двойная звезда, главный компонент которой — бело-голубой сверхгигант B-типа — представляет собой переменную звезду типа Альфы Лебедя. Её яркость варьируется от 4,19m до 4,23m. Масса 19M, радиус 85,7R, светимость 75 900L, температура 10 800 К. Расстояние до неё около 3200 св. лет. Компаньон — звезда с величиной 8,7m, расположенная на удалении 2,4 угловой секунды. Южнее, в половине градуса, расположена очень похожая, но одиночная звезда CE Cam (4,54m) — шестая по яркости в созвездии. Обе звезды входят в ассоциацию Cam OB1 — группу молодых звёзд, которые имеют общее происхождение и сходное движение в пространстве, но в целом больше не связанных гравитацией.

Звезда, обозначенная буквой α, — лишь третья по яркости в Жирафе. Это — сверхгигантская звезда O-типа синего цвета с величиной 4,3m, находящаяся на расстоянии более 6000 световых лет от Земли. Это одна из самых далеких звёзд, которую можно увидеть невооруженным глазом благодаря её огромной светимости в 676 000L. Её масса 37,6M, радиус 32,5R, температура 29 000 К. α Cam движется со скоростью более 30 км/с. Астрономы предполагают, что она была выброшена из скопления NGC 1502, хотя в последнее время существуют сомнения по этому поводу.

Четвёртая по яркости звезда созвездия BE Cam — красная гигантская одиночная переменная звезда М-типа с видимой визуальной величиной, которая колеблется от 4,35 до 4,48, среднее около 4,39. Она расположена примерно в 800 световых годах от Солнца. Её радиус примерно в 176 раз больше радиуса Солнца, масса в 2,9 раза больше солнечной, а излучение более чем в четыре тысячи раз больше светимости Солнца, при эффективной температуре 3615 К.

В десятку самых ярких звёзд созвездия также входят 7 Cam (4,43m), HR 2527 (4,55m), γ Cam (4,59m), BK Cam (4,74m) и HR 2209 (4,76m),

Созвездие Жирафа находится в той части небесной сферы, которая обращена в сторону от плоскости Галактики, поэтому в нём видны многие далекие галактики, правда в большинстве своём тусклые. Однако имеется и несколько ярких объектов.

Галактика NGC 2403, расположенная примерно в 9,65 миллионов световых лет от Земли, имеет интегральную звёздную величину 8,9 и видимый размер 21,9′ × 12,3′. Её можно наблюдать даже в бинокль. Она классифицируется как нечто среднее между эллиптической и спиральной галактиками, потому что у неё слабые рукава и большая центральная выпуклость. Диаметр NGC 2403 около 50 000 световых лет. Она содержит многочисленные области звездообразования H II. Северный спиральный рукав соединяет её с областью звездообразования, получившей собственное обозначение NGC 2404. NGC 2404 имеет диаметр 940 световых лет, что делает её одной из крупнейших известных областей H II. NGC 2403 входит в группу галактик M81, которая включает известные галактики Мессье 81 (Галактика Боде) и Мессье 82 (Галактика Сигара) в созвездии Большая Медведица. Центр группы находится примерно на расстоянии 3,6 мегапарсек, что делает её одной из ближайших групп галактик к Местной группе, куда входит Млечный Путь.

IC 342 — промежуточная спиральная галактика имеет видимую звёздную величину 9,1, угловой размер 21,4′ × 20,9′ (около двух третей диаметра полной Луны) и реальный диаметр 75 000 световых лет. Она расположена примерно в 11 миллионах св. лет, что относительно недалеко от Млечного Пути. Несмотря на размер и яркость расположение IC 342 за пыльными областями вблизи галактического экватора затрудняет наблюдение за ней, что привело к прозвищу «Скрытая галактика», хотя её можно легко обнаружить даже в бинокль. А вот если бы галактика не была затемнена пылью, её можно было бы увидеть невооруженным глазом. Пыль затрудняет и определение точного расстояния до неё.

Тонкая, маломассивная и довольно тусклая спиральная галактика UGC 3697 известна своей необычной формой. Она видна с ребра и напоминает математический символ, от которого и получила название Галактика Интегрального Знака. Некоторая степень искривления наблюдается в большей части галактик, но лишь немногие искривлены так сильно, как UGC 3697. Её видимая звёздная величина 13, а угловой размер 3.2' × 0.4'.

NGC 1502 — рассеянное скопление величиной 6,0, расположенное примерно в 3452 световых лет от Земли на внешнем крае ассоциации звёзд Cam OB1. В него входит около 45 ярких членов, а в центре находится двойная звезда величиной 7m. Угловой размер 9,7′, а радиус 5.5 св. лет

Вблизи NGC 1502 располагается Каскад Кембла — простой, но красивый астеризм в виде цепочки звёзд длиной 2,5°, параллельный Млечному Пути и направленный в сторону Кассиопеи. В него входит примерно 20 звёзд от 5-й до 10-й звёздной величины. Для его поиска ориентироваться можно на единственный видимый невооружённым глазом член каскада — голубовато-белую звезду HR 1204 (5,04m).

В 1,4° к югу от NGC 1502 располагается планетарная туманность NGC 1501, также известная как туманность Устрица. Её видимая звездная величина 13, а угловой диаметр около 0.86', что даёт реальный размер 0,5 св. года. Общая масса туманности оценивается примерно в 0,22M, большую часть которой составляет ионизированный газ (0,21М), включая водород и азот, и лишь небольшую часть — богатая углеродом пыль. Центральная звезда планетарной туманности — пульсирующая звезда. Она служила объектом многих исследований, поскольку, хоть переменные звёзды и не являются чем-то необычным, редко можно найти их в центре планетарной туманности. Кроме того, у звезды-прародительницы NGC 1501 пульсации происходят невероятно быстро: яркость звезды значительно меняется всего за полчаса. Анализ данных Gaia позволяет предположить, что центральная звезда представляет собой двойную систему.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на февральском небе.

Последний месяц зимы Меркурий встретит в созвездии Стрельца, откуда 12 февраля переберётся в Козерог, в котором останется до весны. В начале февраля он восходит на час раньше Солнца и его можно попытаться увидеть на фоне утренней зари. В конце февраля он появляется на небе вместе с Солнцем, так что наблюдать его невозможно.

Венера начнёт февраль в созвездии Водолея, а 17 февраля перейдёт в Рыбы. В конце февраля её можно будет наблюдать по вечерам около полутора часов, хотя и невысоко над горизонтом. 15 февраля Венера накроет Нептун, а месяц она закончит рядом с Юпитером

Марс продолжает находиться в созвездии Тельца. Лучшее время наблюдений у него уже миновало, а его яркость и угловой размер всё больше убывают. Хотя он по-прежнему будет виден высоко над горизонтом. Наблюдать Красную планету можно будет с вечера до двух часов ночи.

Юпитер начнёт февраль в созвездии Рыб, затем с 6 по 19 февраля он пройдёт по уголку Кита и вернётся в Рыбы. Гигант по-прежнему хорошо виден, но в апреле у него соединение, поэтому он понемногу сближается с Солнцем, что уменьшает интервал хорошей видимости к концу февраля до пары часов в вечернее время.

Сатурн начнёт февраль в Козероге, откуда 14 февраля переберётся в Водолей. 16 февраля у него соединение и переход на утреннее небо. Так что его сложно будет наблюдать из-за светлого неба.

Уран находится в созвездии Овна, Он тоже приближается к соединению в мае и время видимости сокращается.

Нептун перемещается по созвездию Водолея к его границе с Рыбами. Он расположен южнее звёзд λ (4,45m) и κ (4,95m) Рыб, которые удобно использовать как ориентиры для его поиска. Всё более поздно заходящее Солнце в феврале скроет его в светлых сумерках.

Бывший астероид №1, а ныне карликовая планета Церера (7,7m–7,1m), перемещается по созвездию Девы. Наблюдать её можно от полуночи до утра.

Яркие астероиды

Название     Величина         Созвездия
 2 Паллада       7,6–7,8     Большой Пёс
 4 Веста          8,5       Кит, Рыбы
 6 Геба        8,8–9,6            Рак
 3 Юнона          9,7            Кит
 654 Зелинда    10,4–10,6           Гидра
 89 Юлия     10,6–11,3            Рак
 27 Эвтерпа    10,7–11,1     Овен, Телец;
 532 Геркулина    10,9–11,2          Телец
 324 Бамберга      11–11,6          Персей

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                  15 февраля

Первая четверть            27
 Полнолуние             5
 Последняя четверть            13
 Апогей     4 (406480 км)
 Перигей    19 (358270 км)

В последний месяц зимы можно наблюдать серию покрытий Луной различных планет: Урана — 25 февраля, Марса — 28 февраля, Юпитера — 22 февраля.

В феврале сколь-либо значимых метеорных потоков не ожидается.

Резко до 0,6m увеличила свой блеск комета 96P/Machholz, 31 января приблизившаяся к Солнцу на 0,1 а. е. Однако эта же близость сделает наблюдения за ней практически невозможными. Она появится на утреннем небе лишь в середине февраля в созвездии Орла, но к этому времени её блеск упадёт до 9m.

Самой яркой наблюдаемой кометой февраля в северном полушарии ожидается C/2022 E3 (ZTF), которая 1 февраля наиболее близко подойдёт к Земле (0,28 а. е.) её блеск возрастёт до 5m, позволяя увидеть комету невооружённым глазом. В начале февраля она видна всю ночь в созвездии Жирафа, а затем до полуночи в созвездиях Возничий и Телец.

Комета C/2022 A2 (PanSTARRS) будет ярче, чем предполагалось ранее (9,6m). Видна она всё тёмное время суток в созвездиях Дракон, Лебедь и Цефей.

Комета C/2020 V2 (ZTF) будет иметь блеск около 10m и в первую половину февраля видна всё тёмное время суток в созвездиях Кассиопея и Персей. Затем её видимость будет смещаться на первую половину ночи в созвездии Андромеда. Аналогичная видимость и у C/2022 U2 (ATLAS), которая 28 января наиболее близко подошла к Земле (0,56 а. е.) и будет даже ярче, чем ожидалось (11m–12m). Наблюдать её можно в созвездиях Персей, Возничий и Телец.

В Возничем всю ночь можно найти комету 29P/Schwassmann- Wachmann (11m–12m). Ночью низко над горизонтом в созвездиях Насос и Компас видна C/2019 L3 (ATLAS) (11m–12m).

Сразу у нескольких комет этой зимой утренняя видимость. 81P/Wild (около 12m) можно найти в созвездиях Весы, Скорпион и Змееносец. Неподалёку движутся C/2019 T4 (ATLAS) (13m) — Голова Змеи, а также C/2019 U5 (PanSTARRS) (12m) — Дева.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!