Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Свято место пусто не бывает: агатодемоны и ремонт по-древнеримски

Раскопки в центре древних Помпей ещё не завершены, но археологи уже открыли много интересного. Среди находок – два святилища, совершенно разных, но которых ждал один и тот же финал.

Вид сверху на помещение одного из открытых недавно святилищ в Помпеях. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Район под номером IX расположен в самом центре древних Помпей. В центре географическом, но не историческом – застройка района была осуществлена позднее, чем районов на западе города. Раскопки в кварталах вдоль Стабианской улицы проводились в первой половине XIX века, а в домах по северной и южной границам района – в конце XIX-начале XX века.

01. Карта районов Помпей.jpg
1. План Помпей с нумерацией и указанием границ районов. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Таким образом, раскопан район был не полностью. Но до полной расчистки домов по периметру квартала, то есть, ещё в XVII-XVIII веках, раскопщики неаполитанских королей так называемым «методом тоннелей» обшарили некоторые помещения и внутри квартала. Современные археологи неоднократно отмечали следы этих раскопок – как в виде проломов в стенах, так и в перемещённых внутри помещений предметах.

«Метод тоннелей» применялся при грабительских раскопках эпохи Бурбонов, правивших в Неаполитанском королевстве с середины XVII века по 1860 год. Поскольку цель этих раскопок состояла в пополнении королевского музея древнеримскими древностями (их называли антиками), проникновение в засыпанные вулканом две тысячи лет назад дома помпейцев осуществлялось посредством пробивания тоннелей в их стенах. Лапилли – мелкие камешки пемзы, наполняющие до сих пор нераскопанные дома, – раскопщики выгребали из комнаты в пролом и изучали её на предмет оставленных жителями вещей: посуды, предметов интерьера, украшений, монет. Если при внимательном рассмотрении находка оказывалась недостойной королевского внимания, её бросали там же, где откопали. Ограбленное таким образом помещение вновь засыпали. Особый интерес для королей представляли фрески – их верхний слой аккуратно сбивали со стены, закрепляли на новом основании и вставляли в рамы, как картины. В королевском музее их развешивали на стенах.

02. Проломы в стенах дома 5 района Помпей.jpg
2. Проломы в стенах дома 5 района Помпей. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Во время раскопок последнего года в самом северо-восточном квартале района археологи обнаружили среди помещений квартала два святилища. И хотя современный человек их назначение счёл бы одинаковым, древний римлянин видел между ними концептуальную разницу.

Первое святилище было открыто в жилом доме квартала, в его хозяйственной зоне. Это была небольшая комната, в неё выходило три окна соседних помещений. Возможно, она не имела крыши, выполняя роль светового колодца. На момент извержения Везувия в 79-м году весь дом и даже примыкающая к нему пекарня находились в состоянии ремонта. Повсюду сохранились древние стройматериалы: кучи сухой извести, амфоры, наполненные подготовленной к использованию известью, плитки для пола, туфовые блоки. Комната-святилище не исключение, вдоль южной стены стояли четыре амфоры с отбитыми горлами, в которых хранили известь.

03. Амфоры с известью.jpg
3. Амфоры с известью в комнате с ларарием. Фото: Parco archeologico di Pompei.

И на этой же стене археологи обнаружили роспись с рельефом. Она выполнена в виде двух «полотен»-регистров около 2,5 м в длину и 130-150 см в высоту. Верхний регистр представляет собой поле тёмно-красного цвета с рельефным изображением двух ползущих змей с хохолками и бородками. Так, по мнению древних римлян, выглядели агатодемоны – «гении места», духи-защитники сельскохозяйственных территорий. В Помпеях в черте города были устроены и виноградники, и фруктовые сады, и огороды, и небольшие внутренние садики. Всем им требовалась божественная опека, которую и осуществляли агатодемоны.

04. Роспись ларария.jpg
4. Роспись ларария. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Ещё один агатодемон, только живописный, украшает левую сторону нижнего регистра росписи. На белом фоне художник слева нарисовал кусты, в которых и обитает змей, а справа изобразил небольшую беседку-храм, в которой совершает жертвоприношение гений дома. В этом месте к стене пристроен настоящий алтарь. На нём археологи обнаружили остатки последнего жертвоприношения: яйца, рыбу, сосновые шишки, кедровые орешки, финики и инжир. Такой набор бескровных жертв хорошо известен из античной литературы и подтверждается многочисленными изображениями на фресках.

Святилища в виде расписной стены с нишей для статуэток богов и с пристроенным алтарем (а иногда и без него) были широко распространены в древнеримском быту. Посвящались они ларам и пенатам – небольшим (как в смысле размера, так и в смысле сферы деятельности) божествам, отвечавшим за места обитания людей. Пенаты заботились о материальном благосостоянии домохозяйства, а лары – о людях и отношениях между ними на разных уровнях социального взаимодействия (внутри дома, внутри квартала, внутри города). Эти святилища назывались ларариями. В Помпеях (как и в других городах Римской империи) их можно встретить внутри домов – в жилых и хозяйственных помещениях, в мастерских, лавках, термополиях, пекарнях и прочих заведениях города, а также прямо на улицах. Последние раз в году становились центрами праздника Компиталии – фестиваля добрососедства.

05. Роспись ларария с виллы под Терциньо.jpg
5. Роспись ларария, открытого на кухне сельскохозяйственной виллы в районе современного города Терциньо. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Другое святилище в 10-м квартале IX района открыто в соседнем доме. Попасть туда можно было только через внутренний сад и небольшую «прихожую». Последняя, как и само святилище, была украшена фресками IV стиля, то есть, в последнюю эпоху существования Помпей: с 63-й по 79-й год. Тёмно-бордовый цоколь и верхний белый ярус обрамляют центральные панели красного цвета, украшенные тонкими орнаментальными и архитектурными композициями и фигурами животных.

06. Прихожая между садом и святилищем.jpg
6. «Прихожая» между садом и святилищем в доме в IX районе. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Лишь у прохода в святилище панели содержат небольшие картины с морскими пейзажами, одна из которых хорошо сохранилась. Такие фантазийные пейзажи были широко распространены в оформлении IV стиля, они изображали пинаки. Так в античности назывались таблички из дерева, глины, металла или камня, которые использовали для записей или рисунков, для подношений богам, размещения на надгробиях и даже украшения дома.

На стенах богатых домов Помпей и многих древнеримских вилл Неаполитанского залива, которые раскопали археологи, таких элементов IV стиля немало. На этих «пинаках» художники изображали не только морские пейзажи, но также и виды на прекрасные виллы, натюрморты и т.п.

07. Картина-пейзаж в прихожей.jpg
7. Картина-пейзаж на стене в «прихожей». Фото: Parco archeologico di Pompei.

Само святилище разительно отличается от предыдущего – ларария из соседнего дома. Комната прекрасно отделана, украшена фресками IV стиля. В трёх стенах устроены небольшие длинные ниши. А вот росписей с гениями и алтарями мы здесь не увидим. И вот почему…

Как уже говорилось, в домах римлян обязательно имелось священное место – ларарий. Обычно ларарий выглядел как небольшая ниша в стене, куда ставили статуэтки божков и богов, с тематической росписью вокруг. Алтарик в таком случае ставили на пол у стены с нишей. В богатых домах роспись ларария могла занимать довольно большую площадь стены, а ларарий, который видели гости дома, получал широкую и высокую нишу, а то и архитектурное исполнение в виде импровизированного храма.

08. Ларарий в атрии Дома Менандра.jpg
8. Ларарий в атрии (большом помещении, где встречали клиентов и гостей хозяина дома) Дома Менандра выглядит, как миниатюрный храм-беседка. Фото: Юлли Улётова.

У ларария фамилия (все проживающие в домовладении, включая и рабов) приносила бескровные жертвы, обращаясь к защитникам семьи и дома (ларам, пенатам, духам предков), на специальном алтаре. Такие священнодействия в Риме назывались частными (в отличие от общественных) – sacra privata. Люди зажиточные в дополнение к домашним ларариям могли себе позволить отвести для sacra privata целую комнату – sacella.

Обряды, которые проводили в таких помещениях, касались широкого спектра семейных верований – от культов духов-защитников, о которых говорилось выше, до почитания конкретных богов, связанных, например, с коммерческой или религиозной деятельностью членов фамилии. Декоративная отделка стен sacella обычно включала полную их роспись и ниши на трёх стенах (исключая ту, где находился вход), которые являлись её неотъемлемой частью.

09. Одна из ниш в sacella в 10 квартале IX района.jpg
9. Одна из ниш в sacella в 10 квартале IX района. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Роспись нового святилища, как и в «прихожей», выполнена в IV стиле. Цоколь (нижний ярус росписи) с фоном чёрного цвета украшен гирляндами и фигурками животных. Для фона среднего (основного) яруса выбран голубой цвет – редкий для помпейских фресок. В центре каждой стены расположена неглубокая, вертикальная ниша с фоном красного цвета. По обе стороны от ниши орнаментальной «лентой» обозначены панели, украшенные изображением женской фигуры. Вдоль углов панели обрамляют изящно выписанные архитектурные фантазийные построения в виде павильонов-эдикул.

Ниши по боковым (восточной и западной) стенам украшены нарисованными фронтонами, а на южной стене нишу как бы поддерживает канделябр. Вместо фронтона южную нишу увенчивают два сфинкса по углам и орёл на кратере – чаше для смешивания вина.

При внимательном рассмотрении вспомогательных декоративных элементов росписей можно разглядеть щиты и шлем, сказочных гиппокампов и крылатых грифонов, цветочные гирлянды и стилизованные архитектурные детали. Но гораздо интереснее основные фигуры фресок. На южной стене женские персонажи держат в руках сельскохозяйственные орудия и плоды первого урожая. На других стенах изображены персонификации времён года, это угадывается по их одежде и атрибутам. В целом, декор sacraria содержит явный аграрный контекст, что может указывать на связь хозяев дома с сельскохозяйственной деятельностью или служить данью, витавшей в образованном обществе Римской империи ностальгии по счастливой Аркадии – идиллической пасторальной стране золотого века.

10. Фигуры-аллегории на фресках в sacella.jpg
10. Фигуры-аллегории на фресках в sacella. Фото: Parco archeologico di Pompei.

Осталось осмотреть лишь покрытия пола. Полы «прихожей» и святилища мастера украсили белой мозаикой из мелкой плитки, добавив лишь полосы из черных плиток по периметру. В «прихожей» – одну, в самой sacella – две. Но всё же святилище – помещение не простое, поэтому его мозаичный «ковёр» получил центральное украшение – эмблему opus sectile. Эмблемой в мозаичном искусстве античности называется законченная картина, которую обычно располагали в центре, а opus sectile – наборные покрытия из полированных пластинок дорогого отделочного камня, например, мрамора. К сожалению, эта картина была изъята ещё в XVIII-XIX веках, на месте осталась лишь мозаичное обрамление в виде сплетённой ленты в рамке.

В этой комнате, так же, как и в ларарии соседнего дома, были найдены кучи сухих смесей для ремонта полов. Учитывая, что в разных помещениях обоих домов археологи обнаружили различные строительные материалы (и керамические плитки, и туфовые блоки, и цемент, и известь), можно предположить, что в 10-м квартале IX района перед извержением начались масштабные ремонтные работы, которым не суждено было закончиться.

Раскопки помпейской инсулы (так древние римляне называли городские кварталы) продолжаются, а мы ждём новых открытий.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее