Анастасия Гачева,
доктор филологических наук
Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, г. МоскваЗдравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Гачева Анастасия Георгиевна. Я работаю в Институте мировой литературы Российской Академии наук и в библиотеке имени выдающегося российского философа, родоначальника философского течения русского космизма Николая Фёдоровича Фёдорова. И сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о Дмитрии Ивановиче Менделееве – выдающимся учёном.
Николай Умов, Владимир Вернадский, Дмитрий Менделеев – являют собой тот тип учёного, который не ограничивается только кабинетным знанием. И в этом смысле их судьба очень характерна вообще для судьбы российского учёного. Дмитрий Иванович Менделеев никогда не ограничивался только сферой кабинетной науки, это был мыслитель и человек, которого интересовали, во-первых, проблемы просвещения, народного образования, развитие русской школы от начального образования к образованию высшему. Вообще ключ будущего России и мира, будущего человечества он видел как раз в грамотной постановке дела народного просвещения, потому что как человек, как мыслящий учёный, он выделял нравственное самосознание, то, что Пушкин называл «самостоянием человека». Человек, который всегда говорил о необходимости научного мировоззрения для учёных, который является фундаментом научного действия. Без этого наука превращается в ряд фактов, которые не связываются между собой, которые ничего не дают для движения человечества вперёд, к счастью и совершенству.
Учёный-мыслитель, который полагал, что наука не может быть кабинетной, а должна выходить в жизнь, служить практике, человечеству и каждому человеку. Это действительно совершенно уникальный тип идеального учёного и человека будущего. Такого типа учёного очень не хватает в наши дни. Современный учёный утрачивает вот эту моральную ответственность не только за судьбу своей отрасли, той конкретной научной проблемы, которую он изучает, а вообще за судьбу человечества.
И Менделеев как раз находился в этом поле высокого напряжения между интенсивной научной работой и каким-то глубинным нравственным попечением о своей стране и о будущем человеческого рода. Поэтому он высказал, особенно в конце жизни, целый ряд замечательных идей. Его две знаменитые книги – «К познанию России» и «Заветные мысли», которые вошли в золотой фонд российской социально-экономической и социально-этической мысли, как раз рисуют нам Менделеева как человека с масштабным философским, творческим, я бы сказала, футурологическим горизонтом.
Интересно, что Менделеев, и об этом говорят историки русской мысли, является одним из основоположников того, что евразийцы назвали «россияведением», познанием России. Вообще судьба России, судьба страны его глубинно волновала, он был действительно патриотом России, но патриотом в её внутреннем развитии, в её росте, в её движении к знанию, действию, совершенствованию. Это был действительно человек, который очень ценил особость географического положения России, которая охватывает и европейский, и азиатский регион, и тем самым может как бы примирить и соединить в себе, творчески синтезировать пути европейского человечества и те идеи, которые выработаны на Востоке.
Эта срединность Русской земли, которая потом перешла уже в философию евразийства, – очень значимая часть наследия Менделеева. При этом у него совершенно не было того, что можно было бы назвать национальной гордостью великороссов. Это был как раз человек, для которого уникальность исторического, культурного и духовного опыта России необходима для того чтобы что-то привнести в то всечеловеческое единство народов, где каждый народ уникален и неповторим, и вносит свой вклад в копилку человечества.
В этом смысле его можно назвать основоположником подлинно планетарного и ноосферного мировоззрения. Во многом предшественником Владимира Вернадского, который говорил о том, что становление ноосферы связано как раз с планетизацией человечества. Но при этом планетизация вовсе не обозначает стирание национально-культурных различий, вообще особенностей исторического, этнографического, духовного и культурного пути каждого народа. Напротив, это такая симфония наций, народов, культур.
В XX веке тот же Лев Платонович Корсавин выдвинул идею симфонической личности, он будет говорить о том, что человечество есть некая совокупность народов, соборных, синтетических, симфонических личностей, и каждый народ, соответственно, состоит из всех нас, из всех живущих в нём, которые тоже лица, которые тоже субъекты. Во многом как раз эта идея симфонической личности Корсавина тоже наследует видению человечества, которое постоянно развивает Дмитрий Иванович Менделеев. Своё миросозерцание он назвал реализмом. И это тоже очень важное понятие. Он в своих книгах пишет о том, что его не удовлетворял как односторонний идеализм, так и односторонний материализм. Для него борьба идеализма и материализма примиряется в реализме, который понимает необходимость исследования природы, законов природы, но в то же время признаёт и необходимость духовного, творческого начала в человеке.
Менделеев понимает, что с одной стороны их невозможно смешивать, но с другой стороны существовать они могут только вот в этом взаимном притяжении и синтезе. И это для него чрезвычайно важно. Он всегда говорил о том, что он безусловный сторонник мирного решения межчеловеческих конфликтов. Он всегда говорил, что войны в человечестве должны быть, конечно, преодолены, и это должно остаться позади исторического развития человечества.
Но в то же время он был резким противником утопического пацифизма, который кричит «брось оружие», не обращая внимания на причины зла в человечестве. Это тоже чрезвычайно важно. Утверждая свой реализм в сфере социально-политических отношений, он в то же время постоянно подчеркивает, что Россия должна явить на международном поприще образ консолидирующего, равноправного, уважительного поведения, когда Россия живёт не в себя, как сказал бы Достоевский, не в своё пузо, а выстраивая свою политику, экономику, культуру, но в то же время раскрывается миру, взаимодействует с другими народами и культурами, и несёт им важный опыт солидарного и творческого действия.
Ну и конечно, я вернусь к теме просвещения, образования, Менделеев тоже об этом очень много говорит, пишет. Для него это – ключ к будущему, ключ созидательного прогресса человечества как раз лежит в образовании и воспитании – в том, какая личность вырастает из маленьких детей, которые приходят в этот мир ещё такими невинными существами, и дальше либо мы им либо даём искажённую систему нравственных отношений, либо формируем личность самосознающую, стремящуюся к творческому развитию, способную к солидарности с другими людьми. Вот это понятие межчеловеческой солидарности, взаимодействие людей как творческих субъектов, но в тоже время не индивидуалистов гордынных, для которых «моя хата с краю», – это тоже очень важная часть миросозерцания Менделеева и его представления об образовании.
Он всегда говорил, что в начальном образовании очень важно воспитать личность ребёнка, выявить её какую-то индивидуальную, творческую траекторию. А высшее образование сопряжено с тем, что человек начинает искать своё место в социуме, в государстве, в человечестве как сознающий, творческий деятель. Тут образование должно выводить человека к другим людям, учить его с ними взаимодействовать. Знание должно работать на жизнь и на человека.
Вообще этот замечательный демократизм Менделеева, когда для него значима судьба буквально каждого человека, члена огромной страны, огромного человечества, это действительно дорогого стоит. В этом смысле он, конечно, настоящий философский персоналист.
Такие действительно уникальные личности, которые приходят в наш мир, которые движут развитие научного знания и в то же время дают нам замечательный опыт нравственного и ответственного самосознания учёного, для которых нет ничего не значимого, что оставалось бы за пределами ответственности человека, – это очень важно. Вот это «боление» за всё бытие, за всех – это действительно движило Менделеевым. При этом, если мы читаем его «Заветные мысли» и его «Познание России», даже в самом тоне и стиле его размышлений, нет никакой гордыни. Знаете, нет такого гордынного превозношения. Он как раз пишет очень диалогично. Он предлагает своё понимание, выношенное долгим жизненным опытом, своё миросозерцание учёного на некое обсуждение, размышление. Он в начале XX века, когда шла активная деятельность по перестройке государства, начинала работать Государственная Дума, делает свои предложения по работе и Думы, и политических, социальных институтов, делится своими мыслями, но при этом в нём, как я говорила, нет жёсткой гордыни и стремления настоять на своём. Именно, потому что он уважает свободу человека, он понимает, что по-настоящему осуществиться какие-то социальные, экономические, политические проекты могут только при свободном выборе личности.
Очень важны истоки личности. Среда, которая формирует человека в первые годы жизни. Достоевский много говорил о впечатлениях раннего детства. Конечно, Тобольск, этот настоящий центр души и неформальная столица Сибири, город, в котором ссыльные декабристы пытались работать на развитие, просвещение, культурно-экономическое развитие и этого города и Сибири, то есть были людьми как бы жертвовавшими и отдающими себя. Это опыт, который Дмитрий Менделеев получил в детстве, потому что семьи декабристов – Фонвизиных, Анненковых и других – дружили с семейством Менделеевых. Я думаю, что это очень многое дало ему в формировании ответственного самосознания учёного, и в то же время понимание того, что всегда нужно делать какой-то личный нравственный выбор. И что личности необходимо служение.
И, конечно, ещё очень важна его модель социально-индустриального развития России, когда он говорит о том, что Россия земледельческая, крестьянская страна, но в то же время это страна, в которой активно развивается и промышленность. И он видел будущее России вот в этой связке сельскохозяйственного и промышленного развития. Надо сказать, что ХХ век, опыт советской России во многом наследует идеям Менделеева, потому что индустриализация попыталась преодолеть эту промышленную отсталость России. Так что Менделеев во многом, конечно, ещё и философ, предлагающий конструктивные социально-экономические, творческие модели.
Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.
Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.
Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».