Светлана Сайкова,
доктор химических наук
Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН, г. КрасноярскМеня зовут Светлана Васильевна Сайкова. Я представляю Красноярский научный центр и Сибирский федеральный университет, где работаю профессором кафедры физической и неорганической химии и по совместительству в Институте химии и химической технологии Сибирского отделения Академии наук, в лаборатории гидрометаллургических процессов. Область моей научной деятельности — это получение и исследования свойств наноматериалов, неорганическая химия, нанохимия.
Сегодня я бы хотела вспомнить имя нашего замечательного земляка, потому что всё-таки Тобольск не так далеко от нас. Мы тоже Сибирь, правда, мы – восточная Сибирь. А Дмитрий Иванович Менделеев, как известно, родился в Западной Сибири, в Тобольске.
Я хотела сказать несколько слов о том, что для меня лично значит этот учёный с мировым именем. Этот замечательный, уникальный человек, я считаю, , человек России, человек мира, потому что он внёс огромный вклад в развитие всей мировой химии.
Я думаю, не будет с моей стороны преувеличением сказать, что имя Дмитрия Ивановича Менделеева слышал любой человек на планете, потому что любой человек, который учился в школе, хоть как-то знает слово «химия». И, конечно, это связано с тем открытием, которое он совершил, с таблицей химических элементов его имени. Разумеется, это не единственный вклад Дмитрия Ивановича в науку, но даже если бы он сделал только это, его имя было бы внесено в анналы науки, как говорится, золотыми буквами.
Имя Дмитрия Ивановича мне тоже встретилось впервые на таблице элементов ещё в детстве. Но особое значение его личность приобрела для меня гораздо позже, когда, уже будучи преподавателем университета, готовилась к лекциям по истории науки, и вот тогда я поближе познакомилась с его биографией и деятельностью, и он произвёл на меня неизгладимое впечатление.
Многие его современники отмечали, что он был необычный человек. Когда он только входил в аудиторию или когда с ним знакомились, то замечали его некую отстранённость от повседневной суеты, как будто на него была возложена какая-то миссия. Он это хорошо осознавал, это было в его глазах, это было во всей посадке его крупной головы, его высоком лбе – это отмечают многие в своих воспоминаниях.
Менделеев привлекал необычайное внимание именно вот этой своей миссией, которую, казалось, он должен исполнить. И я думаю, что это понятно было даже его родителям. Его предназначение, похоже, было понятно с детства. Он внушил это своей маме: можно себе представить, почему она вдруг понимает, что должна вывезти своего младшего сына в столицу для того чтобы он получил хорошее образование, для того, чтобы он пробился в жизни.
Она покидает хорошо устроенный быт и везёт сына в столицу. Претерпевает очень серьёзные препятствия на этом пути. Его не берут в Московский университет, как мы знаем, потому что он был приписан не по тому ведомству, не помогает даже протекция. Они переезжают в Санкт-Петербург. Там она задействует все свои возможные связи, она ходит, обивает пороги, она добивается того, чтобы его приняли в главный педагогический институт, который тоже не принимает, год был не приёмный.
Тем не менее, ей всё это удается. Но почему она это делала? Такого не было для всех остальных её восьми детей. Что-то она в нём видела. Она знала своего сына, она верила в его звезду. Наверное, он ей это внушил.
И это не оценки в аттестате, потому что, если мы посмотрим на них, то они, в общем-то, довольно обычные. Он не был отличником, но, вероятно, возложенная на него миссия вела его дальше. Это меня тогда впечатлило, я познакомилась с его студенческой работой 3-го курса. Это обычная курсовая работа, а я как преподаватель хорошо знаю такие научные работы, и вдруг вижу, какие цели он ставит. Какие-то масштабные цели – исследования закономерности между свойствами химических соединений. Мы и сейчас ещё многие закономерности распознать не можем. А это студенческая работа… То есть вот эта глобальность в поиске и желание узнать эти закономерности –уже тогда было для него важно. А он был совсем молодым человеком, ему не было и 20-ти лет. И это для него присуще, характеризует его особенный ум и, главное, смелость.
Смелость эта была как научная, и мы хорошо знаем примеры этой научной смелости, хотя бы в формулировке Периодического закона. До Дмитрия Ивановича Менделеева, параллельно с ним, работало, наверное, 10 учёных, не меньше, в попытках классификации химических элементов. Но он, правда, говорил, что не знал про эти попытки, но мы-то знаем сейчас, что до рождения Дмитрия Ивановича Менделеева предпринимались попытки на всём протяжении первой половины XIX века, но он прошёл дальше всех.
Он распределил все известные на тот момент химические элементы, нашёл для каждого свое место. И без веры в свои силы и в хорошем смысле фанатизма это было бы невозможно. Что он для этого сделал – он меняет местами некоторые химические элементы, он говорит, что свойства у них другие, причем, не проводя эксперимента.
Как так можно было сделать? Это была его основная идея, он верил в это, и он победил. Известная история, когда он пишет Полю Эмилю Лекоку де Буабодрану – учёному,который открыл элемент галлий, предсказанный Менделеевым. Он пишет после открытия, говорит – нет, ты неправильно определил плотность этого химического элемента. Буабодран, конечно, был крайне удивлен – человек из России, которого он ни разу не видел, который не держал открытый им новый элемент, вдруг ему указывает.
Проверил – и оказалось, что Менделеев прав. Для этого нужна была действительно смелость, чтобы сделать такие заключения.
Смел он и был в повседневной жизни. Чего стоит его полёт на воздушном шаре. Я представила себе – одиночный полет, человек ни разу не управлял воздушным шаром… У этого воздушного шара была низкая подъемная сила, не рассчитали. Второй человек, который должен был управлять, не полетел с ним. Он говорит – я полечу один, и он летит. И, в общем-то, для меня это тоже жизненный урок смелости.
Он впоследствии несёт петицию студентов в министерство — это тоже смелый поступок. Его не принимают, и он имеет смелость сказать, что тогда он уходит. Он уходит из университета, где проработал28 лет. Идёт в неизвестность. Вот это замечательный урок жизненной позиции для меня.
Кроме того, он имел также смелость совершать и ошибки. Любое крупное дело невозможно без ошибок. У Дмитрия Ивановича можно найти ошибки. Область прогнозирования лёгких элементов, сверхлёгких, не состоялась. То, что он не верил в сложное строение атомов – безусловно, в этом тоже он заблуждался, не понимал он и теорию электролитической диссоциации.
Но, в принципе, это тоже характеризует его, так сказать, научный подход. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А Дмитрий Иванович делал очень-очень много. Известна история, когда один из журналистов назвал его гением, а он ему ответил что-то типа – «Гений? Да какой гений? Всю жизнь работал, вот вам и весь гений».
Менделеев действительно был крайне трудолюбив. Это замечательный жизненный урок тоже, о котором я говорю студентам: недостаточно просто интеллекта – в науке побеждает тот, кто умеет трудиться. И вот это трудолюбие – это ещё один урок, который завещал нам Дмитрий Иванович Менделеев.
Он всегда работал на благо своей страны, на благо России. И, собственно говоря, идея любви к своей родине, чтобы она процветала, вера в её светлое будущее – это ещё один урок, который он завещал нам всем.
Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.
Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.
Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».