Иван Тананаев,
член-корреспондент РАН
Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева, Кольский научный центр РАН, г. АпатитыДобрый день, друзья. Меня зовут Иван Гундарович Тананаев, я директор Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья, Кольский научный центр. По профессии я радиохимик, занимался и занимаюсь вопросами фундаментальной химии трансурановых элементов, которых ещё не было открыто с момента создания таблицы Менделеева, которую Дмитрий Иванович в своё время представил обществу. Но я очень бы хотел сказать о том, почему я его люблю и почему уважаю.
Я его уважаю просто потому, что он гений. Это просто. Он просто гений. Он мог бы войти в любой кабинет и сказать – здравствуйте, я гений. И он был бы прав. Он так никогда не делал, но, по существу, это сильно выражает ощущение, что он, конечно, такой человек.
А вот почему я его люблю? Потому что он был абсолютно неординарным человеком, и то, что он себе позволял, мог далеко не каждый. Ну, представьте себе, всё-таки он родился в большой семье, в Тобольске, а Тобольск был тогда сибирской столицей. Это, конечно, абсолютно не периферия, но всё-таки не в Москве, не в Санкт-Петербурге. И, тем не менее, он достиг практически всех высот в различных областях науки, естественных знаний и не только. Это, конечно, поразительно! И это должно очень многое давать в поддержку тех молодых исследователей, студентов и школьников, которые не москвичи, которые не живут и не работают в столицах.
Друзья, имейте в виду, что не вся Москва, не весь Санкт-Петербург – это Россия. И даже если вы живёте далеко от столиц, это практически ни о чём не говорит. Есть примеры, есть такие маяки, которым является сам Дмитрий Иванович Менделеев. Если ты стараешься, если ты хочешь, то обязательно получится. Он не боялся вообще ничего, ни административных личностей, ни тех обстоятельств, которые его окружали. Ему вообще не составило никаких проблем подняться на воздушном шаре, причём без какой-либо страховки, ни на секунду не думая о том, что этот шар может просто взорваться, упасть, улететь не туда. Абсолютно не думал – его больше всего интересовал, какой будет научный результат.
Ну не получилось тогда с полным затмением, но зато покатались! В общем, другой бы и подойти бы к этому шару, наверное, не смог, а он пошёл вперёд. Он абсолютно не боялся общаться с людьми чрезвычайно богатыми. Агробароны, которые в 1861 году распустили на свободу крестьян, говорили: ребята, как же эти крестьяне без нас будут жить, они же не могут, они не умеют ничего. А Дмитрий Иванович говорил – ничего такого, смогут! У себя в усадьбе сделал настоящую агрофирму, научил многих людей, как использовать минеральные удобрения, гидропоникой заниматься.
Он никогда не ходил по кабинетам академиков, никогда не стремился быть академиком. Он был скромным членом-корреспондентом, и это его вполне устраивало. Он не боялся богатых нефтяников, Нобелей – он считал, что нефть надо перерабатывать, а не торговать ею.
Он не стал Нобелевским лауреатом. Ну и что? Что такое Нобелевская премия сейчас? Нобелевская премия – это единственный шанс мирового сообщества стать великими без России. Они россиян в Нобелевскую премию никогда не берут. Точнее, берут исключительно, чтобы время от времени какие-то русские там попадались. Это ещё в «те времена». А сейчас весь мир самоутверждается тем, что у них есть Нобелевские премии.
Это всё равно как Олимпиада без россиян. Точно так же, как Нобелевская премия без русских, это ничто вообще. И он это прекрасно понимал и никогда не стремился идти на какие-то компромиссы.
Менделеев, что самое удивительное, был тайным советником. Это же третья категория в табеле о рангах, там могли быть только академики, министры. И, тем не менее, его оценивали не по иерархической значимости – он оценивался за свой замечательный талант.
Говорить сейчас о том, что он много сделал, это просто ни о чем не сказать, потому что он занимался такими вещами, которые были далеки и от нас, и от того, с чего он с начинал свою работу. Но самое главное — это то, что многие из его замечательных предложений, идей, они прямо сегодня реализуются. Он говорил об освоении Северного морского пути — это просто вопрос существования номер один, и любого транспорта, и нашего транзита в современной России. Он говорил о таможенном тарифе, о бездымном порохе – то есть то, что сейчас чрезвычайно актуально, современно и важно. Дмитрий Иванович, безусловно, символ нашей науки. Я не знаю другого учёного, который был бы так прославлен среди тех, кто занимается научной, практической, экспериментальной, теоретической и любой другой инженерной работой.
Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.
Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.
Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».