№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Менделеев из Тобольска. Взгляд в будущее

Совместный проект журнала «Наука и жизнь» и ежегодного зимнего Фестиваля идей «Менделеевские дни»

Игорь Федюшкин,
академик РАН

Институт металлоорганической химии им. Г.⁠А. Разуваева РАН, г. Нижний Новгород

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Федюшкин Игорь Леонидович, я директор Института металлоорганической химии имени Разуваева Российской академии наук в Нижнем Новгороде. В этом году мы вспоминаем о великом русском учёном Дмитрии Ивановиче Менделееве. Наверное, Дмитрий Иванович – самый известный российский учёный, который знаком не только химикам, не только другим учёным, но и простым людям, которые учились в школе, которые заканчивали средние, высшие учебные заведения. И это неслучайно, потому что Периодический закон, который он открыл, – это не химический закон, это фундаментальный закон всего естествознания.

В 2019-м году очень широко отмечалось 150-летие открытия Периодического закона, графическим выражением которого является таблица элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Один американский учёный, который занимается историей химии, в своей статье в первом номере 19-го года журнала Chemical & Engineering News (C&EN, высокорейтинговый научно-популярный журнал) назвал таблицу Менделеева «химической парадигмой». Парадигма — это те рамки, в которых мы строим наше отношение к миру и то, как мы его познаем. Я бы сказал, что таблица Менделеева — это ещё и окно в материальный мир, в ту материальную вселенную, в которой мы с вами живем, которую мы каждый день ощущаем всеми своими органами чувств.

Дмитрий Иванович был неординарной личностью. Он уроженец Тобольска, небольшого сибирского города, и он очень хотел получить высшее университетское образование, хотел учиться в Санкт-Петербургском университете. Но в то время, когда он заканчивал гимназию в Тобольске, существовали университетские округа. То есть человек из Тобольска не мог поехать учиться в университет в Санкт-Петербурге. В его округе был Казанский университет.

Но Дмитрия Иванович тянуло в Санкт-Петербург, он уехал и поступил там в учительский институт, по-нашему – педагогический институт, закончил его, стал профессором и, в общем, сделал, если говорить казённым языком, хорошую научную карьеру. Он занимался многими вещами, например, нефтедобычей, углеводородами, всем известно его выражение «использовать нефть для отопления — это всё равно, что топить печь ассигнациями». Он занимался растворами, но, конечно, главное его творение — это Периодический закон.

Иногда можно слышать, что закон ему приснился, но я в это не верю. Это обобщение огромного массива данных, существовавших на тот момент. Дело в том, что в 1868-м году, то есть за год до формулирования этого закона, Дмитрий Иванович начал писать книгу, которую он назвал «Основы химии». Закончил он её где-то в конце 1869-го года, и уже в этой книге присутствовал первый набросок таблицы химических элементов. То, что я сейчас держу в руках — это мой личный экземпляр «Основ химии». Это восьмое издание 1906-го года. Оно появилось за год до кончины Дмитрия Ивановича, и здесь есть таблица. Это последний, прижизненный вариант таблицы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Когда он формулировал Периодический закон, он оперировал 63-мя элементами. Здесь их уже больше, я не берусь сказать на память сколько, но это и не так важно.

Обратите внимание на форму этой таблицы. Те, кто учились в советской школе, привыкли, к так называемой короткой форе таблицы. А сейчас утверждена другая — «длинная» форма, хотя есть ещё и «сверхдлинная». Но вопрос о том, какая таблица, наверное, не самый главный. Потому что, как я уже сказал, это только форма отражения Периодического закона, который не меняется в зависимости от того, как мы себе представляем расположение химических элементов.

Но в плане образовательном, дидактическом, наверное, это имеет значение. То, как учитель в школе или преподаватель в вузе объясняет своим ученикам, своим студентам сущность Периодического закона, свойства элементов — здесь эта форма всё-таки имеет значение.

Вот, например, у меня здесь в руках китайская книга, это обзор химических элементов. Тут ни одного латинского или русского термина нет, только иероглифы. Можно посмотреть, как она изнутри выглядит. Обратите внимание, как здесь, в этой книге, которая издана в 2012-ом году, изображена таблица. Это какой-то гибрид того, что было у Дмитрия Ивановича в самом начале, в 1869-ом году. То есть группы элементов расположены не так, как мы сейчас привыкли, вертикально, а горизонтально. Форма та же, а порядок расположения элементов, то есть горизонтальные периоды стали вертикальными группами.

Говоря о Дмитрии Ивановиче, о том, что он сделал, у меня как учёного возникает гордость за ту химию, которая была в той далекой сейчас от нас России, и, казалось бы, события далёкие, но всё равно они так или иначе присутствуют в нашей жизни.

Таблица Менделеева… Я много занимался и продолжаю заниматься химией редкоземельных элементов. Дмитрий Иванович столкнулся с проблемой размещения этих элементов в таблице. Надо сказать, что на 1906-й год, когда появились «Основы химии», все редкоземельные элементы были уже открыты за исключением одного — лютеция. Он был открыт в 1907-м году, после смерти Менделеева.

Дмитрий Иванович признавался — он не знает, как разместить эти элементы в таблице. Из тех 16 элементов, которые уже тогда были известны,  в таблице присутствовали только 3. В 2009-м году, когда я не интересовался вообще историей таблицы Менделеева, у меня была опубликована небольшая книжка. Здесь на обложке книги видно, что редкоземельные элементы — это не ряд, а некая фигура, похожая на какие-то фрагменты кроссворда. Так вот, такое расположение не в ряд элементов, а в некоторых группах и периодах, позволяет говорить о некой периодичности. То есть у нас периодичность следует в продвижении по периоду, а в группах, в вертикальных колонках у нас находятся  близкие, подобные друг другу элементы.

Отсюда начался мой интерес к таблице. И, в общем, надо сказать, что эта история захватывающая, как Дмитрий Иванович открывал таблицу, как определялся приоритет, кто был первый — Дмитрий Иванович или Лотер Мейер. Но на данный момент никаких сомнений в том, что Дмитрий Иванович был действительно первооткрывателем Периодического закона, ни у кого нет. Более того, есть работа, она малоизвестна. Мне удалось ее найти в Берлине. Это работа 1871 года, где Лотер Мейер, основной соперник Дмитрия Ивановича в этой гонке за первенство, за приоритет по открытию закона, критикует Дмитрия Ивановича, говорит, что на основе столь слабых аргументов делать такие далеко идущие выводы нельзя. Таким образом, он отказывается от Периодического закона.

Я думаю, что никакой ревизии того, кто открыл Периодический закон, кто создал современную таблицу химических элементов, никогда не произойдёт. Мы всегда будем называть её таблицей Дмитрия Ивановича Менделеева. И будем гордиться нашим великим соотечественникам.


Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.

Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.

Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее