Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Первый кунаширский плавунчик

На Кунашире впервые зафиксировали плосконосого плавунчика, которого до сих пор непосредственно на острове не встречали.

Плосконосый плавунчик (Phalaropus fulicarius) – небольшой кулик массой до 100 г, длиной тела 16-20 см и с относительно короткими ногами с перепончатыми пальцами. Плавунчики совсем не могут нырять, поэтому пищу берут только с поверхности воды, выхватывая или выцеживая её тонким или уплощённым сверху вниз клювом. Это различные виды планктона, икра, личинки и мальки рыб и кальмаров, насекомые и т. д. Часто эти птицы плавают кругами или вертятся вокруг собственной оси, создавая волнами области повышенного скопления мелкого корма. Иногда плавунчики опрокидываются «поплавком», как речные утки. Изредка кормятся на суше.

Зимний наряд скромен – светло-серый с темными полями, брачный же ярок, включает каштаново-рыжие, сизые, чёрные, белые, жёлтые цвета. Молодые особи черноваты со спины с рыжевато-охристыми краями перьев брюшная сторона белая, клюв черный. Клюв жёлтый у основания и темный на конце. Самки крупнее и окрашены заметно ярче самцов в связи с инверсией половой роли. Это значит, что самки более активны в брачных играх и не заботятся о потомстве: отложив их в гнездо одному самцу, самка оставляет его их насиживать, а сама отправляется к другому; впрочем, гнёзда самки и самцы делают вместе. Гнёзда плавунчики вьют на земле, в кладке 3–4 яйца, и насиживает их самец около 20 дней.

(Фото: Александр Яковлев)

Плосконосый плавунчик был сфотографирован сотрудником заповедника «Курильский» Александром Яковлевым в начале осени 2022 года на мысе Весло, и это первая зафиксированная встреча плавунчика непосредственно на острове Кунашир. Плавунчик долго держался в большой прибрежной луже, где кормился мухами, потом, заметив черного коршуна, он вылез на сушу, чтобы укрыться в сухой траве. На фотографиях предстаёт взрослая особь в процессе линьки после брачного сезона. Такой наряд служит неплохой маскировкой среди растительности в осенних пестрых тонах.

Встреча плосконосого плавунчика на суше Кунашира – это действительно знаковое событие для фауны острова. До сих пор этот вид встречали только в морской акватории Кунашира и Шикотана. Во время пролёта он не зависит от берега: летит над океаном, устанет – садится на воду.

Как отмечает орнитолог заповедника «Курильский» Сергей Стефанов, ранее непосредственно на острове Кунашир плосконосого плавунчика не встречали. Однако в Летописях природы отмечены две встречи в 2002 году в прилежащей морской акватории – в августе в Тихом океане между Кунаширом и островами Малой Курильской гряды и также в августе в Охотском море у северо-западной оконечности Кунашира. В обоих случаях отмечались держащиеся на воде смешанные стайки круглоносых и плосконосых плавунчиков. В литературе также упоминаются встречи плосконосого плавунчика в морской акватории вблизи острова Кунашир: 7 августа 2000 года отмечены тридцать две птицы в океане между мысами Южно-Курильский и Ремонтный и двадцать шесть особей 10 июля 2001 года в проливе Екатерины у северной оконечности Кунашира. Таким образом, плосконосый плавунчик встречается вблизи побережья Кунашира, но, будучи в период миграций ещё более тесно связанным с открытым морем, чем круглоносый, не наблюдался с берега.

Плавунчик заметил опасность и выходит на сушу. (Фото: Александр Яковлев)

Плосконосый плавунчик на гнездовьях имеет более северное распространение, при этом он явно тяготеет к приморским частям тундры. Его гнездовой ареал в северо-восточной Азии располагается в чукотских тундрах, спускаясь на юг до мыса Наварин. Этот вид обычен на гнездовьях на острове Врангеля. Основной миграционный путь на зимовку проходит вдоль берегов Америки на юг до Чили. Небольшая часть плавунчиков зимует в тропических водах западной части Тихого океана.

Источник: Курильский заповедник http://kurilskiy.ru