У пары соколов-сапсанов, живущих под шпилем Главного здания МГУ, появилось 3 птенца
Впервые МГУ в своем сообществе ВКонтакте запускает уникальный конкурс на лучшие имена птенцам.
Из-за сокращения популяции сокол-сапсан занесен в Красную книгу России. МГУ более 30 лет принимает участие в программе реинтродукции сокола-сапсана. В 1996 году Экоцентр МГУ при поддержке ректора МГУ Виктора Садовничего совместно с Русским соколиным центром «ВНИИ Экология» Минприроды России запустил первую в стране программу по реинтродукции сокола-сапсана.
В апреле 2023 года в гнезде на 30-м этаже Главного здания МГУ самка сапсана отложила четыре яйца. Это довольно редкий случай – обычно в природе самка откладывает три яйца. Помещение для гнездования сапсана оснастили видеокамерами. Специалисты со всего мира, научные волонтеры и все желающие получили эксклюзивную возможность – они могут следить за жизнью птиц круглосуточно и в режиме реального времени в сообществе МГУ ВКонтакте: https://clck.ru/34Rdf9, а также наблюдать за пернатыми на YouTube:
Первый птенец появился в ночь с 16 на 17 мая, второй – днем 17 мая, а третий – вечером 20 мая. По словам Александра Сорокина, руководителя научно-методического центра «Биоразнообразие» ВНИИ «Экология», четвертое яйцо, скорее всего, осталось неоплодотворенным. Если это действительно так, то ученые заберут яйцо для генетических исследований, когда птенцов будут кольцевать, а после анализа будут готовы рассказать о результатах.
«Исторически сложилось, что сокол – это символ благородства и гордости, а также частый персонаж легенд и сказок во всем мире: будь то египетский бог Гор или русский Финист – Ясный сокол. В Москве 50 лет сапсаны не гнездились, но после того, как специалисты нашего института совместно с МГУ начали программу реинтродукции на территории университета, в столице началось гнездование сапсанов. Мы надеемся, что положительная динамика будет сохраняться, а сапсаны появятся во многих регионах Европейский части России», – рассказывает Александр Сорокин.
Сапсанов на крыше Главного здания МГУ начали замечать еще с 2005 года, однако регулярно выводить потомство они стали только с 2017 года. С тех пор птенцов кольцуют и отслеживают их дальнейшее перемещение. Каждый птенец получает по два кольца: стандартное с номером Центра кольцевания и широкое зеленое для индивидуального определения птицы с больших дистанций. Помимо высотки МГУ сапсаны также поселились на крышах Министерства иностранных дел России (МИД) и высотки на Котельнической набережной.
Гнездо на Главном здании МГУ является одним из объектов, доступных для исследований. Каждую весну его обследуют орнитологи и изучают пищевые привычки птиц. Ученым удалось выяснить, что сизые голуби составляют основу рациона сапсанов (70-80%). В целом в столичном регионе добычей сапсанов становится около 15 видов птиц. У сапсанов нет естественных врагов, а с такими же крупными птицами они стараются выстроить добрососедские отношения. Например, в феврале 2022 года соседями сапсанов на Главном здании стали вороны. Периодически между птицами, точнее – их женской частью, возникали конфликты, но в целом сезон обошелся без кровопролитий.
Однако в 2023 году ученые МГУ обнаружили, что больше соседей у сапсанов нет – им принадлежит монополия на строительство гнезд в Главном здании МГУ.
«Мы иногда шутим между собой, что академик Руднев, спроектировавший Ансамбль МГУ имени М. В. Ломоносова, о сапсанах думал во время работы. Потому что очень уж многие архитектурные элементы напоминают рукотворный скальный биотоп, а скалы сапсаны любят, – отмечает Александр Сорокин. – Гнездо сапсанов в университетской высотке – это вентиляционная ниша, идеально подходящая птицам по размеру. Нам оставалось только почистить «жилище» и засыпать мелкой галькой».
По словам Сорокина, расстояние между гнездами зависит от состояния кормовой базы. В тундре, как говорит ученый, он видел гнезда сапсанов, расположенные в километре друг от друга. Ближайшие соседи «университетских» сапсанов живут на здании МИДа – и иногда они летают друг к другу в гости. Расстояние по прямой – 6 километров.
Сапсаны, у которых появилось потомство, настоящие дети дикой природы, поэтому колец на них нет. Сорокин предполагает, что птицам 2-3 года. Возможно, это птицы, появившиеся на «мидовской» высотке, хотя нельзя исключать, что их предки были и «университетскими». В любом случае установить родственные связи сейчас практически невозможно. По словам ученого, появление потомства у неокольцованных птиц говорит о том, что популяция сапсанов в столичном регионе активно восстанавливается.
Студенты и сотрудники университета находятся в числе постоянных зрителей трансляции из гнезда сапсанов и мы очень хотели бы, чтобы поклонников у пернатых становилось еще больше! МГУ впервые в истории объявляет о запуске конкурса в сообществе ВКонтакте на лучшие имена для наших новорожденных птенцов. В течение X недель мы будем собирать варианты имен для каждого птенца в комментариях под закрепленной публикацией, затем проведем народное голосование среди подписчиков и в июне расскажем о победителях!
Возможно, наша новая акция станет традиционной. Это было бы символично, поскольку, как подчеркивает орнитолог Сорокин, под шпилем Главного здания живет молодая пара. Новое поколение – новые порядки.
«На протяжении 25 лет мы наблюдали за одним и тем же самцом. Это была уникальная ситуация. Даже соколы, которых разводят для охоты, и, как мы понимаем, содержат в идеальных условиях, доживают лишь до 18-20 лет. А тут дикая, хотя и городская, природа. За время наблюдений самец-долгожитель был в паре с четырьмя самками. Сейчас самца сменило молодое поколение», – рассказывает Александр.
Ученый особенно подчеркивает, что сапсаны образуют пары на всю жизнь и очень привязаны друг к другу. Такой уклад может нарушить только гибель одного из партнеров.
«Самец, за которым мы все с большим интересом наблюдаем, очень домовитый, обычно они где-то треть времени сидят на яйцах вместо самок, а наш – 40-45%», – отмечает Александр. Он также рассказывает, что после появления птенцов, в первые недели охотой и кормлением занимается именно самец. В рационе семейства в этот период небольшие птицы, преимущественно – воробьиные, например, дрозды. Потом птенцы подрастают – растут и их аппетиты. Тогда в охоту вступает более крупная, чем самец, самка.
Птенцы находятся в гнезде около 40 дней: они держатся с родителями до подъема на крыло. После первого полета «дети» покидают гнездо, но иногда возвращаются, чтобы переночевать. Сапсаны – ответственные родители, поэтому не могут выпустить своих отпрысков в жизнь без навыков выживания. Папа-сапсан самостоятельно учит охоте научившихся летать птенцов. Если сначала он просто приносит добычу малышам, то сапсанам-подросткам приходится эту добычу у него отбирать! Птенцы видят, что родитель летит с пищей, но вдруг начинает происходить невообразимое. Прежде заботливый отец проносится мимо на большой скорости и, кажется, даже не думает делиться. Инстинкты срабатывают – дети начинают погоню. Уроки выживания начались. Через некоторое время сапсан, которого все-таки никто не догнал, отпускает добычу, а уставшие птенцы ее моментально подхватывают. И все это происходит на крыше Главного здания МГУ!
«Сапсанам в целом свойственно игровое поведение, а птенцы любопытные как котята. Мы можем наблюдать, как птицы в гнезде перебирают камешки, пушинки и разные веточки. В основе этого поведения, как мы предполагаем, тяга к гнездостроению. Иногда создается впечатление, что птица ест гальку, но это не так. Сапсаны – это же не куры, которые едят мелкие камешки для пищеварения», – говорит Александр.
Справка
Сапсаны находятся под защитой международных конвенций и занесены в Красную книгу России. Эти птицы чрезвычайно важны для обеспечения гармонии в природных экосистемах. Более того, пернатые хищники помогают определять состояние окружающей среды и являются четким биологическим индикатором. Химическое загрязнение напрямую влияет на благополучие популяции: оно может привести к уменьшению численности и даже – к исчезновению на отдельных территориях. В конце 1960-х годов в Москве такое уже происходило.
В первой половине XX века на всей планете численность сапсанов начала резко сокращаться. Ученые выяснили, что это было связано с широким применением инсектицидов на основе ДДТ в сельском хозяйстве. Крайне высокая концентрация токсичных производных ДДТ в тканях сапсанов приводила к истончению яичной скорлупы, что часто приводило к уничтожению яиц матерью. Последнее гнездо сапсанов в Москве исчезло в 1968 году: оно находилось на одной из старых сосен Лосиного острова.
Во второй половине XX века применение ДДТ в сельском хозяйстве было законодательно запрещено во всем мире. Во многих странах в конце прошлого века появились программы по восстановлению популяций хищных птиц. В Россия программа реинтродукции сокола-сапсана была запущена в 1996 году Экоцентром МГУ и Русским соколиным центром ВНИИ «Экология». Сегодня, спустя почти 30 лет, на многих высотных зданиях столицы благодаря этой программе мы можем видеть гнезда сапсанов.
Источник: Пресс-служба МГУ им. М. В. Ломоносова