№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Осторожно, летучие мыши!

На острове Кунашир завершён мониторинг рукокрылых – исследования затронули часть заповедника «Курильский».

Комплексные работы по изучению рукокрылых Кунашира состоялись во второй половине июля и охватили места обитания различных видов летучих мышей.

На территории заповедника «Курильский» и его охранных зон обитает 11 видов летучих мышей: 2 вида трубконосов, 6 видов самого многочисленного среди летучих мышей рода ночниц, японская широкоушка, северный кожанок – единственная летучая мышь, которая в некоторых местах своего ареала может залетать за полярный круг, а также японский ушан – обладатель огромных ушей, по которым его легко можно отличить от других летучих мышей.

В программу исследований этого года входил мониторинг состояния популяций и получение новых данных о биологии и экологии слабо изученных узкоареальных видов рукокрылых, а также исследование генофонда островных популяций рукокрылых, включая сбор материала для молекулярно-генетического анализа.

В ловчие сети учёных попались 5 видов летучих мышей: длиннопалая ночница, восточная ночница, ночница Иконникова, японская широкоушка и японский ушан.

Длиннопалая ночница. Фото: Сергей Стефанов.
Восточная ночница.
Ночница Иконникова.

Проведённые отловы прежде всего показали состояние популяций рукокрылых и их дислокации. Участники научной экспедиции произвели морфометрические замеры летучих мышей, провели сбор эктопаразитов для пополнения баз данных, а также по особой методике, без причинения вреда животным, взяли для генетических исследований кусочки их крыльев и экскременты. Все пойманные животные после осмотра были выпущены в естественную среду обитания.

Исследование подтвердило стабильность популяции длиннопалой ночницы – самого многочисленного и при этом самого уязвимого вида летучих мышей Кунашира. По оценкам учёных, сейчас на острове обитает около 3 тысяч особей длиннопалой ночницы. Однако из-за особенностей размножения данного вида именно он вызывает сегодня наибольшее беспокойство биологов.

Пещеры, в которых размножается длиннопалая ночница, находятся не на территории заповедника «Курильский», из-за этого их часто посещают туристы, в том числе – неорганизованно.

«Перед родами самки длиннопалых ночниц собираются в репродуктивные колонии, иногда достаточно крупные, в несколько сотен особей, которые располагаются в небольших пещерах и гротах на морском побережье. И если в местах обитания рукокрылых их потревожить, вся колония начинает вылетать из пещеры наружу, где летучие мыши становятся легкой добычей для хищных птиц, чаек и ворон. В связи с этим неосторожное посещение одной пещеры может быть причиной гибели всей колонии, а посещение нескольких пещер одновременно может привести к полному вымиранию всей популяции этого вида на Кунашире», – отметила заместитель директора по научной работе заповедника «Курильский» Елена Линник.

Учёные, изучающие летучих мышей на острове, пришли к выводу, что длиннопалая ночница Кунашира нуждается в особых мерах охраны, и хорошо, если пещеры с колониями этих летучих мышей будут иметь охранный статус.

Что касается таких видов, как японский ушан и японская широкоушка, которые встречаются в нашей стране только на острове Кунашир, то поскольку популяции этих видов обитают в основном на территории заповедника «Курильский» и его охранных зон, необходимости принимать какие-то особые меры охраны в их отношении нет.

И всё же, чтобы случайно не навредить животным, при посещении пещер, где обитают рукокрылые, требуется соблюдать предельную осторожность.

«Летучие мыши приносят ощутимую пользу человеку. Основу их питания составляют летающие ночные насекомые от обычных комаров до некоторых видов ночных бабочек, которые являются вредителями леса и сельскохозяйственных растений. В то же время рукокрылые очень уязвимы. Поэтому кроме обычного инструктажа перед посещением природных объектов нужно обязательно предупреждать туристов и их гидов: «Если вы случайно обнаружили пещеру или грот, заселённый летучими мышами, пожалуйста, немедленно уберите свет с летучих мышей и покиньте пещеру!», – подчеркнул, принимавший участие в исследовательских работах этого года, научный сотрудник заповедника Сергей Стефанов.

В исследованиях, которые проходили под руководством ФНЦ Биоразнообразия Дальневосточного отделения Российской академии наук, приняли участие представители Московского зоопарка, Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН и заповедника «Курильский». Благодаря обучению методам исследований рукокрылых в ходе совместной работы с учёными РАН, сотрудники заповедника «Курильский» впоследствии самостоятельно смогут проводить мониторинг летучих мышей.

Работа хироптерологов. Фото: Сергей Стефанов.

«Полученные навыки при работе с научной группой позволят провести исследования рукокрылых на острове Шикотан. Это необходимо для формирования кадастров животного мира и ООПТ», – пояснила Елена Линник.

Полные результаты мониторинга рукокрылых Кунашира станут известны до конца 2024 года после анализа всех полученных данных.

Источник: Пресс-служба Минприроды России