Под таким названием более двадцати лет назад был издан русский перевод книги международных гроссмейстеров В. Горта и В. Янсы. Публикации фрагментов из этой книги в журнале "Наука и жизнь" (№№ 5-7, 1977 г. и 4-6, 1994 г.) вызвали, судя по откликам читателей, большой интерес. Сегодня не то что не купишь, даже не в каждой библиотеке найдешь эту книгу, а полезность ее для шахматистов несомненна.
Книга построена оригинально: авторы приводят 230 позиций, взятых из собственных партий, и предлагают читателю ответить на поставленные вопросы. За каждое верное решение читатель получает определенное количество очков, сумма которых должна дать представление о его шахматной силе.
Вот что пишут авторы о своей книге, которую вполне можно назвать книгой тестов:
"Как я стою?" Этот вопрос преследует как начинающего шахматиста, так и гроссмейстера. Оценка позиции является отправной точкой для выбора плана и даже отдельного хода. Однако оценить позицию зачастую бывает не так просто, для этого порой нужны обширные познания. Необходима и объективность, чтобы не переоценить (а также не недооценить) собственные возможности. Наш первый вопрос в большинстве случаев служит призывом именно к объективной оценке. Если после работы над этой книгой оптимист перестанет по любому поводу заявлять, что партия у него выиграна, а пессимист не будет больше бояться пожертвовать пешку, а то и фигуру за матовую атаку, значит, мы создавали книгу не напрасно.
В оценке позиции проблема однозначности была для нас наиболее ощутимой. Шкалу оценки позиции ("белые стоят на выигрыш" - "черные стоят на выигрыш") мы не могли снабдить миллиметровыми делениями именно ввиду того, что книга адресована широкому кругу читателей. Пусть же те из них, кто хотел бы более точных оценок, не ставят нам это в вину. Они смогут почерпнуть пользу из другой части вопроса, которая поставлена гораздо более конкретно и часто требует детального расчета. Начинающие и игроки низшей квалификации могут не решить отдельные задания; пусть они в таком случае переиграют и изучат решения. И если читатель при этом найдет новые варианты или опровергнет приводимые авторами, это будет для нас особенно приятно: значит, он "играл" вместе с нами и работал над книгой...
Как уже было сказано, первая часть вопроса к каждому примеру служит в основном подготовкой к последующему расчету, но будьте внимательны. Часто оценка позиции становится ключом к решению всей задачи. Ступенчатая оценка (от 1 до 6 очков) в известной мере отражает сложность отдельных примеров; при правильном расчете наиболее трудных вариантов вы получаете дополнительные очки. И здесь нам часто приходилось идти на компромисс ради однозначности. Во всяком случае можно сказать, что подобная разновидность задачника - новинка в шахматной литературе.
Большинство читателей захочет подсчитать свой очковый баланс. Если вы наберете около 1000 очков - ваша сила не вызывает сомнений. Сумма в 850-950 очков свидетельствует о том, что вы не новичок в шахматах и ваша сила отвечает приблизительно первому спортивному разряду. Если же сумма очков оказалась меньше, вам предстоит еще поработать. В некоторых местах мы сопроводили текст советом или указанием: ведь кому-то трудно решать эндшпильные примеры, другим - хлопотно с оценкой позиции, третьим - не хватает сноровки энергично завершить атаку... Словом, вы сами узнаете, где ваше слабое место. Свои недостатки нужно уметь находить и устранять. Ибо путь к мастерству тернист".
В этом номере журнала мы возобновляем знакомство с книгой "Вместе с гроссмейстерами" (номера примеров даны по книге).
Естественно, приступая к выполнению заданий, текст ответа (он напечатан сразу же после задания) следует закрыть листом бумаги.
№ 46
(Иллюстрация 1)
Ход черных
А. Позиция черных: а) несколько лучше, б) равна, в) несколько хуже.
Б. Как им следует продолжать?
Ответ на первую часть задания потребовал от вас меткости Вильгельма Телля. Если вы правильно указали, что черные стоят несколько лучше, засчитайте себе 3 очка. Эту оценку можно подкрепить отличным ходом 1...b5!, как и было сыграно в партии Райкович - Янса (Эребру, 1966). За него вам полагается еще 3 очка. Позиции подобного типа содержат много скрытого динамизма, и борьба за инициативу составляет их главный смысл. "Бить или не бить?" - размышляли белые во время партии. Они решили держаться за материал: 2.cb c4 3.Kf2 Kc5 4.a4? - и оказались на грани поражения после 4... Фf7 5.Фе2 Сb7 6.fe K:е4! 7.К:е4 Ф:d5. Несколько лучшая позиция была бы у черных и после относительно сильнейшего 4.fе Ф:е5. Например, 5.С:g6? Фf6 6.Фс2 Кb3! с дальнейшим Кd4 или 5.Сf4 Ф:b2 (или 5...Л:f4!), во всех случаях с более чем достаточной компенсацией.
В сущности, борьба за инициативу является основным законом шахматной партии!
№ 47
(Иллюстрация 2)
Ход белых
А. Позиция белых: а) выигрышная, б) лучше, в) проигрышная.
Б. Как им следует продолжать?
Позиция белых выигрышная (2 очка). В партии Горт - Минич (Галле, 1966) белые не видели всех последствий жертвы 1.Л:g6! (4 очка) в момент ее совершения, но интуиция их не подвела. Черные не успевали включить в игру фигуры ферзевого фланга, да и остальные силы плохо взаимодействовали. После 1...Л:f4 (иначе 2.Кd5) 2.С:f4 Ф:f4 3.Л:g7+ Кр:g7 4.Фс3+ у черных лишняя фигура, но король не прикрыт. Последовало 4...Кf6 в надежде укрыться королем на линии "h". Ни 4...Крg8 5.Ле7! Фg4 6.h3 Фg6 7.Кh4 Фf6 8.Л:d7! Ф:с3 9.Лd8+ с дальнейшим 10.bc, ни 4...Крf7 5.Фh8 не удерживало позицию. Партия продолжалась так: 5.Ле7+ Крg6 6.Ке5+ Крh5 7.Лg7! Се6 8.Фh3+ Фh4 9.Кg6!, и черные сдались ввиду 9...Ф:h3 10.Кf4+ Крh4 11.g3+ с матом.
Через жертвы - к великим свершениям!
№ 48
(Иллюстрация 3)
Ход белых
Как белым следует играть: а) 1.Фс4, б) 1.Фd7, в) 1.Кс8?
Правильно 1.Фd7 (6 очков) и далее 1...Фg5 2.Ф:е6 hg+ 3.Лd:g2 Л:g2 4.Ф:g8+! В этом заключается главный защитительный ресурс белых. Они жертвуют ферзя, но отбивают атаку. После 4....Ф:g8 5.Л:g2 с последующим 6.Кd5 возникает неясная ситуация, и вопрос о возможности победы для черных остается спорным, несмотря на их материальное преимущество. Жаль, что партия Таль - Янса (Сараево, 1996) не достигла этой позиции. Пожалуйста, не удивляйтесь: в сложной борьбе и взаимном цейтноте даже такой шахматный эквилибрист, как экс-чемпион мира Таль, не сумел правильно сориентироваться. Его ход 1.Кс8 (0 очков) оказался, как ни поразительно, слабейшим из трех указанных в задании. В партии было сыграно 1...Фg5 2.К:d6 Кd8! с решающим преимуществом у черных ввиду материальных приобретений. Несколько лучше 1.Фс4 (0 очков), но и это продолжение недостаточно для поддержания равновесия ввиду 1...h4! (с угрозой 2...hg+ 3.Лd:g2 h3) 2.Кg4 Л8:g4! 3.fg f3, и атака черных опять достигает цели.
Еще одна деталь. Неопытный арбитр потребовал от черных, чтобы они в сильнейшем цейтноте записывали ходы на бланке, хотя в международных правилах такого пункта нет. За черных неожиданно вступился... противник, так как не хотел получить очко неспортивным способом. Белые в конце концов проиграли партию, но их благородное поведение может служить примером для других шахматистов.
№ 49
(Иллюстрация 4)
Ход черных
А. Позиция черных: а) выигрышная, б) лучше, в) равна.
Б. Подкрепите свою оценку вариантом.
Ясно, как дважды два четыре, что слоны в открытой позиции - это сила! Однако заявление о том, что у черных выигрышная позиция (2 очка), может показаться смелым. Но белый король удален от поля основной битвы, для защиты пешки f4 белые должны сделать еще один ход, а позиция их легких фигур больше подходит для середины игры, чем для окончания. В партии Бессер - Горт (Галле, 1966) события развивались поучительно: 1...b5! 2.Сb3 (ничего не меняло 2.Сd5) 2...Сd3! (4 очка). Идея черных ясна. Выгода от "двух слонов" иногда состоит и в том, чтобы в подходящий момент одного из них разменять. После 3.g3 Сс4 4.С:с4 bc 5.Кg5 (нельзя 5.Кd4 из-за 5...Сс5!) 5...С:а3! белые сдались.
Пример ясный и убедительный.
№ 50
(Иллюстрация 5)
Ход белых
А. Позиция белых: а) равна, б) лучше, в) хуже.
Б. Как им следует продолжать?
Для полной консолидации сил черным не хватает одного маленького штриха; представьте себе, например, что черный конь стоит на d5 вместо d7. Тот, кто обратил внимание именно на недостаточную защищенность поля d5, правильно оценил позицию как лучшую для белых (2 очка). В партии Янса - Минев (Сараево, 1966) белые энергичным прорывом в центре 1.d5! (4 очка) как бы разделили поле боя на два фронта и после 1...еd 2.Кеg5! fg 3.Ф:е7 f6 4.Кd4 заняли конем идеальное поле в центре доски. В цейтноте черные начали отдавать пешки одну за другой; после 4...Лс8 5.Фd6 Ке5 6.Ф:f6 Кg4 7.Фf5 h5 8.f3 Лhf8 9.Ф:g5 К:h2 10.Ле7 положение стало совершенно выигрышным для белых.
Найди слабое место у противника и куй железо, пока горячо!
№ 51
(Иллюстрация 6)
Ход черных
А. Позиция черных: а) равная, б) хуже, в) лучше.
Б. Как им следует продолжать: а) 1...Лdd7, б) 1...Л:е5?
Позиция черных значительно хуже (1 очко), так как помимо слабого поля g7 она уязвима и на ферзевом фланге (пешки стоят на полях цвета неприятельского слона). Как же спастись в этой ситуации? Даже если ваша изобретательность не знает границ, все равно вы могли из двух зол выбрать большее. То, что ход 1...Лdd7? ошибочен, удалось увидеть черным (Горт - Геллер, Прага, 1966). Тогда последовало бы 2.Ф:g7+! Л:g7 3.Л:е8 Лg8 4.Лff8 Л:f8 5.Л:f8 Кf7 6.Ле8!, и позиция черных совершенно безнадежна.
4 очка получают читатели за ход 1...Л:е5!, который был сделан в упомянутой партии.
Вновь подтвердилась старая шахматная мудрость: "Если уж ловить рыбу в мутной воде, то пусть эта вода будет мутной и для противника". Внимание и аккуратность принесли белым успех: после 2.С:е5 Лd7 3.С:с7 Ф:h5 4.С:b6 Лb7 5.С:а5 с4?! нашелся ход 6.Фf3!, которого черные не заметили сквозь мутную воду.
Старайтесь создать своим противникам максимум проблем!
№ 52
(Иллюстрация 7)
Ход белых
Как белым следует продолжать: а) 1.а5, б) 1.Се6?
Делая ход 1.а5? (0 очков), белые в партии Горт - Ларсен (Сус, 1967) руководствовались лучшими побуждениями. Однако в шахматах одних благих намерений мало, нужно еще реально оценивать позицию.
Последовало 1...Фb7!, и внезапно выяснилось, что пешка а5 очень слаба, а желанного эффекта на позицию черных ход этой пешкой не оказал. Атака на пункт f7 у белых не получилась: 2.Фс6 Фа6? 3.Се6 (пассивная защита 3.Ла2 не понравилась белым из-за 3...Фd3. Например: 4.Фb6 Лfа8 с выгодой для черных) 3...Ф:а5. Теперь белым пришлось убедиться, что после 4.Л:f7+ вечного шаха нет. Далее было 4.Крh3 Лс7 5.Ла2 Л:с6 6.Л:а5 Лс7! 7.Сg4 с4! с выигрышной позицией у черных. Ход 1.Се6! (5 очков) заслуживал предпочтения. Белые улучшали положение слона, попытка 1...Фg5 не проходила ввиду 2.Фf1 f6 (2...fе? 3.Л:f8 Ф:g3+, и после 4.Кph1 Фh4+ черные имели только ничью), результат партии оставался неясным.
Логика неумолима: проходная пешка сильнее всего тогда, когда она защищена своей же пешкой.