Опытная партия нового авиационного двигателя НК-93 производится сегодня фирмой АО “Самарский научно-технический комплекс имени Н. К. Кузнецова”. Двигатель этот относится к турбовинтовентиляторным (ТВВД) — на сегодняшний день наиболее перспективным.
Примененные в его винтовентиляторе саблевидные лопасти существенно повышают кпд, который сохраняется высоким на скоростях до 800—900 километров в час, вдвое уменьшают массу и габариты винтовентилятора и увеличивают удельную лобовую тягу. Выброс вредных веществ в атмосферу у нового двигателя меньше, чем у большинства сегодня применяемых.
Двигатель НК-93 способен развивать тягу до 20 тонн и предназначен для установки на двух- и четырехдвигательных пассажирских и грузовых самолетах. В частности — на Ту-204, Ил-96, Ту-330. По мнению специалистов, он будет потреблять на 15% меньше топлива, чем устанавливаемые на те же самолеты турбореактивные двигатели, и потребует меньших эксплуатационных расходов.
На базе газогенератора двигателя НК-93 в Самаре созданы и другие турбовинтовентиляторные двигатели — с тягой 8 и 15 тонн, рассчитанные на применение в самолетах меньшей дальности. Создан также первый в России двигатель тягой 40—45 тонн. Как ожидается, он станет одним из основных в отечественной авиации XXI века.
За рубежом предполагается устанавливать столь мощные двигатели на аэробусах вместимостью до 800 человек, у нас пока не разрабатываемых. Но те же самые двигатели могут найти применение в принципиально новых скоростных транспортных средствах — экранолетах и экранопланах, использущих при полете так называемый экранный эффект — образование плотного и упругого воздушного слоя между нижней поверхностью летательного аппарата и поверхностью земли. Разработкой этих аппаратов, у которых расход топлива получается на порядок меньшим, чем у самолетов, заняты сегодня специалисты аэрокосмического концерна “Экип” и ОКБ имени Р. Е. Алексееева (Сормово Нижегородской обл.).
ОЧЕНЬ ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА
Всякий, кто читал повесть Н. Носова “Веселая семейка”, наверняка помнит те бесчисленные хлопоты, которыми сопровождалось выведение цыплят в самодельном инкубаторе. Три недели юные герои книги постоянно дежурили возле него, поддерживая необходимую температуру и влажность, и время от времени переворачивали яйца, чтобы цыплята правильно развивались. А сколько раз к концу этих трех недель ребята вынимали из инкубатора яйца, пытаясь разглядеть, надклюнуты они или нет, и рискуя застудить будущих птенцов.
Тот, кто решит сегодня выводить у себя дома цыплят, может быть от всех этих хлопот избавлен. Об этом позаботились специалисты фирмы “Баган” при Информационно-технологическом центре г. Новосибирска. Разработанный и выпускаемый ими настольный инкубатор весом всего 2,5 килограмма начинен самой разнообразной электроникой. Автоматически поддерживаются нужные для цыплят температура, давление и влажность, а поскольку яйца “дышат” и выделяют при “дыхании” углекислый газ, то, кроме того, в инкубаторе регулярно обновляется воздух. О переворачивании яиц тоже думать не надо: это делается автоматически и с необходимой периодичностью.
А помимо всего прочего есть у инкубатора и окошко, через которое можно наблюдать за всеми происходящими в нем процессами и в конце концов увидеть в нем первую наклевку с торчащим из нее клювиком. Всего этих наклевок, а потом и вылупившихся цыплят будет тридцать, потому что именно столько яиц можно заложить в инкубатор, а результат, как показывает опыт, получается 100-процентным.
“ЛУЖОК” НА КОНДЕНСАТОРНОЙ БАТАРЕЕ
Сверхъемкие конденсаторы использованы в качестве энергоносителя в новом экологически чистом автобусе “Лужок”.
Принцип действия этих конденсаторов основан на эффекте появления двойного электрического слоя (ионов и электронов) у поверхности опущенного в электролит электрода, а емкость определяется высокоразвитой поверхностью (см. “Наука и жизнь” № 2, 1994 г.; №№ 1, 2, 1995 г.). Поверхность используемого в двойнослойном конденсаторе активированного углеродного волокна, занимающего объем 1 см3, достигает 1000 и даже более квадратных метров и позволяет получить емкость до 500 фарад на каждый грамм вещества.
Для заряда такого конденсатора требуется всего несколько минут, а выдержать он может не менее 10000 циклов “заряд — разряд”. Еще одно существенное достоинство этого источника энергии — большой диапазон рабочих температур (от -40 до +40 градусов Цельсия), позволяющий успешно применять его при любой погоде и в разных климатических зонах.
Автобус “Лужок” работает на электродвигателе, питающемся от батареи из 300 двойнослойных (именно так их называют специалисты) конденсаторов, разработанных фирмой ЗАО “ЭСМА” (г. Троицк Московской области). Вся батарея занимает объем 0,58 мз и обладает массой 900 кг. Ее 13—15-минутного заряда хватает для того, чтобы провезти 50 человек по маршруту до 8 км со скоростью до 20 км/ч. Для поездок по городу, не говоря уже о междугородных перемещениях, этого, разумеется, недостаточно, но для использования в парках и иных местах общественного отдыха, где особенно суровы экологические нормы, — весьма неплохо. Тем более, что никаких зарядных станций новый электробус не требует: он заряжается через выпрямитель от обычной электросети.
Конструкция электробуса в целом разработана и выполнена фирмой ЗАО “Мосэкотранс” при участии ООО “Омнибус”, ООО “Комтранс” и ГНПП “Квант”. А фирма “ЭСМА” продолжает работы над совершенствованием своего двойнослойного конденсатора, и очень может быть, что в скором времени его возможности значительно расширятся.
ЗАПОВЕДНИК В АРКТИКЕ
Уникальные данные о распределении морских птиц, рыб и животных — обитателей Северного Ледовитого океана и его островов — собраны специалистами Мурманского морского биологического института (ММБИ). При поддержке Российской академии наук, Министерства науки и Комитета по рыболовству РФ, а также российских и зарубежных научных фондов в институте организуют по несколько экспедиций в год в Баренцево, Карское, Белое и иные арктические моря. Недавно в сотрудничестве со специалистами Норвежского полярного института были изучены миграционные маршруты атлантических моржей, и оказалось, что моржи Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и группы норвежских островов, к которым относятся Медвежий, Шпицберген и другие, составляют одно общее “стадо”.
Было также исследовано воздействие на окружающую среду тех промышленных предприятий, что работают в этом регионе, и собраны материалы по антропогенному загрязнению Арктики. Результаты этих исследований производят тяжелое впечатление: количество птиц и животных в Заполярье неуклонно уменьшается, а в тканях тех, что еще живут, обнаружены высокие концентрации разного рода токсичных веществ, в том числе мышьяка и ртути. Если безотлагательно не будут приняты какие-то кардинальные меры, то дело может закончиться катастрофой.
Правительство России совместно со Всемирным фондом охраны природы решило создать в Баренцевом море заповедник — один из крупнейших в мире. Он будет занимать практически всю российскую часть акватории Баренцева моря — площадью 42 тысячи квадратных километров. Всемирный фонд охраны природы предложил правительству Норвегии распространить этот заповедник и на норвежские владения с тем, чтобы все Баренцево море стало заповедным. Возможно, благодаря этому удастся спасти и даже восстановить уникальную фауну Арктики.