О происхождении и лечении рака

Академик И. Л. Кнунянц

Вспомним, как происходит синтез белка: аминокислоты в определенном порядке присоединяются к молекуле РНК, объединяются в цепь и отходят в виде молекулы белка; при этом порядок временного присоединения аминокислот определяется РНК. А могут ли присоединиться к этой РНК не свободные, а две или три соединенные между собой аминокислоты? Очевидно, могут, если порядок их соединения будет соответствовать штампу какой-нибудь части данной РНК.

Синтезируя огромное количество коротких цепочек из двух, трех и более аминокислот, вооруженных действующей группой, испытывая их на подопытных животных, химикам удается находить точный порядок сцепления аминокислот в короткой цепочке, соответствующий штампу «больной» молекулы РНК. Штамп здоровой молекулы РНК «не подходит» такой короткой цепочке, и, следовательно, она способна присоединяться только к «больной» РНК.

Вот таким путем, синтезируя короткие цепи из аминокислот и вооружая их действующей группой, идут сейчас химики-органики. Их посланцы — цепочки разных аминокислот — сами ищут больную РНК и присоединяются к ней в заданном месте, навсегда лишая возможности создавать белок, то есть в конечном счете злокачественную опухоль.

Видимо, на этом пути ученых ожидает успешный синтез лекарств, которые смогут полностью победить рак.

Сокращенное изложение доклада И. Л. Кнунянца подготовил инженер Е. Чечик.