Неподдающиеся

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist», «New Scientist» и «Weather» (Великобритания), «Geo» (Германия), «The Conversation» (Канада), «Physics Today», «Science» и «Science News» (США).

Международная группа учёных начала всемирный поиск людей, генетически невосприимчивых к наделавшему много бед вирусу SARS-CoV-2. Если удастся обнаружить гены, обеспечивающие такую защиту, можно будет создать медикаменты, блокирующие вирус, которые не только защитят от него, но и предотвратят его передачу другим. Но успех не гарантирован. Невосприимчивых людей явно очень немного, и не совсем ясно, как их найти. Однако авторы этой идеи, работающие в 10 научных центрах мира, от Бразилии до Греции, полагают, что искать следует среди тех, кто длительное время контактировал с больным, но сам не заболел. Например, болел один из супругов, жить продолжали вместе, без изоляции, но его или её партнёр не заразился.

К началу ноября 2021 года после публикации призыва откликнуться в журнале «Nature» авторы получили более 600 писем от читателей, полагающих, что COVID им не страшен (в том числе были письма из России). Понятно, что широкая публика журнал «Nature» не читает, но биологи надеются набрать для обследования не менее тысячи кандидатов. Правда, не все заболевшие выделяют вирус в больших количествах, и этим могут объясняться некоторые случаи незаражения. Да и мало кто из контактирующих, получив один успокаивающий результат анализа, продолжает регулярно проходить тесты. Кроме того, сейчас многие уже привиты — возможно, в их геноме нет ничего экстраординарного, просто их защитила прививка. Так что предстоит детальный отбор кандидатов.

После того как контингент устойчивых против COVID-19 будет сформирован, исследователи сравнят их геномы с таковыми болеющих или болевших, надеясь отыскать гены, ассоциированные с сопротивляемостью. Ранее та же группа генетиков уже нашла некоторые особенности генома у тех, кто болеет особенно тяжело, а теперь переключила внимание на защищённых. Уже есть некоторые намётки: среди нескольких десятков тысяч просмотренных геномов выявлены случаи замены отдельных нуклеотидов («букв» в тексте ДНК) и найдена связь таких единичных замен с более лёгким течением болезни или с пониженной заражаемостью. Одна из замен обнаружена в гене, отвечающем за наличие у его владельца нулевой группы крови. Но защитный эффект этого изменённого гена оказался невелик.

Каковы могут быть механизмы генетической защиты? Предполагают, что у некоторых из нас не работает рецептор АСЕ2, он же ангиотензинпревращающий фермент-2, к которому вирус должен прикрепиться, чтобы проникнуть в клетку (см. «Наука и жизнь» № 4, 2020 г., статья «Жизнь и устройство коронавирусов»). Уже найдена редкая мутация данного рецептора, уменьшающая риск заражения. Правда, этот результат пока не проверен другими группами исследователей.

Кстати, более 20 лет назад те же молекулярные биологи, сейчас ищущие естественную защиту от CОVID, нашли редкую мутацию белых кровяных телец, Т-лейкоцитов, которая мешает проникать в них вирусу СПИДа. Тогда это открытие привело к разработке нового класса медикаментов, блокирующих внедрение данного вируса в лейкоциты. Кроме того, двух пациентов излечили от СПИДа, пересадив им костный мозг от людей с двумя копиями мутировавшего гена. Но в случае вируса SARS-CoV-2 фармацевтическое блокирование было бы предпочтительнее.