Прогулка вокруг марсианских вулканов

Анна Сдобина

Продолжим наши космические путешествия и отправимся в экспедицию на Марс.

Визуализация вулкана Олимп на основе карты высот и снимков, сделанных орбитальными станциями. В центре вулкана хорошо заметно углубление — вулканическая кальдера. Она образуется после опустошения магматической камеры, расположенной под вулканом, и последующего оседания верхушки вулкана и обрушения стенок кратера. Внутри «большой» кальдеры на Олимпе находится несколько «маленьких», образовавшихся после менее мощных извержений. Источник: NASA/Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio and Virginia Butcher (SSAI).

Вот корабль выходит на орбиту Красной планеты и переводит двигатели в режим торможения, а вы, пользуясь случаем, прильнули к иллюминатору и внимательно рассматриваете поверхность Марса. Перед вами открывается мир давно пустынный и безжизненный, но он удивительно разнообразный: извилистые русла пересохших рек отчётливо выделяются среди охристых песков; в тёмных каньонах Долины Маринер и Лабиринта Ночи прячутся густые туманы; легко различимы низины древних морей и озёр. Ваш взгляд, несомненно, привлечёт гигантская «страна» вулканов, именуемая Провинцией Фарсида, где находятся настоящие исполины, подобных которым мы не встретим на родной планете. Это место заслуживает отдельной экскурсии!

Как родилась «страна» вулканов

Любопытно, что высочайшие горы Марса не разбросаны по всей планете, а сосредоточены в одной локации. Провинция Фарсида — это регион, представляющий собой огромное вулканическое нагорье в экваториальной области площадью 30 млн км2, что сопоставимо с площадью Африки. Вулканы расположены недалеко от Долины Маринер и Лабиринта Ночи на плато, частично окружённом впадиной. Даже без их учёта разница высот между плато и впадиной составляет 10 км.

Марсианские вулканы намного массивнее и выше земных. Самым высоким на Земле считается вулкан Охос-дель-Саладо, который находится в Чили. Его высота — 6 893 м. А если бы на Земле отсутствовала вода на поверхности, как на Марсе, самым высоким оказался бы вулкан Мауна-Кеа на острове Гавайи. Его высота, если считать от дна океана, — 10 200 м. Марсианские вулканы Фарсиды значительно выше: гора Павлина — 14 000 м, гора Аскрийская — 18 000 м, гора Арсия — 19 000 м, гора Олимп — 26 400 м. Олимп — самый высокий вулкан в Солнечной системе из известных на сегодняшний день.

Как же марсианские вулканы смогли подняться до таких невообразимых высот? Пытаясь ответить на этот вопрос, учёные опирались на исследования земных вулканов. После формирования Земли началось её остывание. В это время извергалось огромное количество вулканов в разных частях планеты. Бурный процесс сопровождался движением тектонических плит, вследствие чего магма выходила на поверхность — так на Земле появились горные хребты...