№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Заповедные новости. Август 2024 №8

Когда мы слышим про чипирование животных, то обычно представляем собак и кошек, ну, может быть, ещё свиней, коров, овец и прочий сельскохозяйственный скот — его тоже чипируют. Но на самом деле вживлять чипы при должном умении можно кому угодно. Сотрудникам Жигулёвского заповедника для научных целей понадобилось чипировать змей. Раньше местных змей метили, подрезая в разных комбинациях брюшные роговые щитки. Посмотрев, как подрезаны щитки, можно было при повторной встрече со змеёй понять, какую именно особь поймали. Но со временем щитки отрастают за счёт линек и метка-подрез исчезает. А чип — это на всю жизнь. Он представляет собой датчик длиной 8 мм, изготовленный из биосовместимого стекла и введённый под кожу. Когда специальный сканер обращается к датчику, тот сообщает свой индивидуальный номер.

028_1.jpg

Узорчатый полоз после чипирования. Отличить неядовитого полоза от гадюки можно по форме зрачка — у полоза он круглый, а у гадюки — вертикально вытянутый, «кошачий». Фото: Пресс-служба Жигулёвского заповедника.

В заповеднике метят узорчатого полоза и гадюку обыкновенную. Узорчатые полозы — довольно редкие змеи, и об их образе жизни известно сравнительно немного. Заповедник захватывает север их ареала. Полозы не ядовиты, но их часто незаслуженно считают опасными животными, хотя местным жителям они приносят только пользу: уничтожают мышевидных грызунов в садах и огородах, одновременно препятствуя распространению геморрагической лихорадки. Гадюка ядовита, но от людей она предпочитает держаться подальше; как и полоз, она помогает регулировать численность грызунов. Исследователи рассчитывают, что благодаря чипированию получится лучше определить периодизацию размножения змей и узнать, как их периоды размножения связаны с жизненными циклами мышевидных грызунов.

Работа проводится при поддержке Российского научного фонда, грант № 24-24-00350.


Сотрудники Путоранского заповедника сообщают о результатах снегомерных работ, которые выполнялись во время экспедиций апреля—мая. Путоранский заповедник расположен в пределах плато Путорана, в северо-западной части Среднесибирского плоскогорья, южнее полуострова Таймыр. Климат там суровый, с долгой зимой, к которой обитатели заповедника очень хорошо приспособлены. Они прекрасно переносят низкие температуры, находят корм под метровой толщей снега и виртуозно прячутся от сильных ветров, метелей и пурги. Однако в последние годы зимой всё чаще случаются неурочные оттепели, обусловленные вторжениями масс тёплого воздуха. В зависимости от месяца, в котором случилась оттепель, последствия её будут разными. В начале зимы тёплый воздух разрушает молодой снежный покров, превращая его в мокрую кашу, покрывающую скалы, осыпи и полянки тундровой растительности. Застывая от приходящего следом за оттепелью мороза, мокрая снежная каша превращается в толстую, трудно пробиваемую корку, создающую диким животным массу проблем. Северные олени и снежные бараны из-за неё с трудом добывают себе пищу. Куропатки не могут полакомиться ягодами, оставшимися на кустах с осени. Лемминги и полёвки вынуждены покидать мохово-травяные гнёзда и искать себе зимние убежища среди камней, на которых корка не такая толстая. В конце зимы и весной оттепели образуют корки на поверхности снега и внутри снежной толщи. Их вред не столь однозначен, поскольку некоторым животным они помогают передвигаться, других же спасают от хищников.

028_2.jpg

Стенки снежного разреза с выраженными корками внутри снежной толщи. Фото: Заповедники Таймыра.

Сотрудники научного отдела заповедника и специалисты по изучению снежного покрова вели полевые работы на всех высотных поясах — в горных тундрах, кустарниковых зарослях и редколесьях, участках горно-таёжных лесов и на покрытой льдом поверхности озера. Основной целью зимне-весенней экспедиции было изучение так называемых притёртых ледяных корок, образующихся в самом начале путоранской зимы и покрывающих почву, травы и кустарнички.

Наибольшее внимание уделяли биотопам снежного барана — символа Путоранского заповедника. С помощью снегомерного щупа оценивали среднюю глубину снежного покрова, а с помощью снегомера измеряли влагосодержание снега. Для сбора данных о плотности снежных корок как на поверхности, так и внутри снежной толщи применялись грунтовые пенетрометры. Обычно их используют в инженерно-геологических изысканиях, но в данном случае пенетрометры измеряли энергию, необходимую животному для разрушения снежной корки. Полученные данные позволяют рассчитать, насколько трудно животным перемещаться по снегу, насколько они увязают в нём при ходьбе и насколько больше энергии приходится тратить на добывание пищи.

После обработки всех данных выяснилось, что толщина притёртой корки меняется в зависимости от растительности в этом месте, а также от того, на кочке она или в понижении. На участках, где есть мхи, притёртая корка, как правило, толще. На уступах террас и скальных обрывах её вообще нет.

Корка более всего распространена в горно-тундровом высотном поясе, где располагаются основные зимние пастбища снежных баранов. Она сковывает тундровую растительность слоем 5—7 сантиметров, а её плотность здесь больше, чем у любых корок в нижних поясах.

В горно-таёжном высотном поясе последствия раннезимних оттепелей не столь выражены: толщина притёртых корок снижается до 2—3 сантиметров. Плотность корок под лесными сообществами также невелика, а на побережье озера Собачье корки вообще не выявлены.

В целом можно сделать вывод, что бараны Путоранского заповедника этой зимой имели доступ к кормам. Однако после раннезимней оттепели участков с доступным кормом стало намного меньше, что сказалось на ослабленных животных и на молодняке. Это, очевидно, объясняет чрезвычайно низкую долю ягнят-годовичков, которую показал весенний учёт.


Сотрудники природного парка «Ингилор» сообщают о рекордном числе новорождённых овцебыков: с начала апреля здесь появилось двадцать девять телят — на одного больше, чем в прошлом году. Самки телились под пристальным наблюдением инспекторов, а на территории вольеров, где происходили роды, был введён режим тишины; никаких туристов поблизости тоже не было.

028_3.jpg

Оценка численности и состояния популяции овцебыка на Таймыре происходит в основном с помощью авиаучётов. Фото: Пресс-центр Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа/CC BY-SA 4.0.

«Ингилор» — крупнейший питомник овцебыков в мире. Он занимает свыше 900 тысяч гектаров территории, а в вольерном комплексе содержится более 120 особей мускусного быка. За последние пять лет порядка 80 особей были выпущены в дикую природу. По оценкам, за пределами вольеров на Ямале проживает более двух сотен овцебыков.

Кстати, другой заповедник, Таймырский, отмечает в нынешнем году пятьдесят лет, как овцебык снова появился на территории России; произошло это на Таймыре и острове Врангеля. Овцебык, или мускусный бык, — древний обитатель северных широт, до наших дней сохранившийся лишь в северных районах Канады и в Гренландии. На большей части европейского и азиатского севера он вымер вместе с мамонтом и другими крупными животными в начале голоцена. Дольше всего в Евразии овцебык сохранился на севере Таймырского полуострова, где последние особи жили ещё около 3 тысяч лет назад. Попытки возродить популяцию предпринимались неоднократно с 20-х годов прошлого века, но случилось это лишь в 1974 году, благодаря договорённостям между Канадой и СССР. Эксперимент по интродукции овцебыка не сразу, но всё же удался, и теперь овцебыки есть не только на Таймыре и острове Врангеля, но и на Ямале, и в Якутии, и на некоторых других северных территориях нашей страны.


В Дагестанском заповеднике отмечают возвращение тугайного соловья, или, как его раньше называли, рыжехвостой славки. Это небольшая птица, несколько крупнее воробья, с рыжим хвостом, окаймлённым тёмными и белыми пятнами на концах рулевых перьев. Тугайных соловьёв легко увидеть в поле благодаря яркой окраске хвоста, который они часто распускают и вздёргивают. В нашей стране тугайный соловей гнездится только в Дагестане, на прикаспийских равнинах и в прилегающих предгорьях. Однако с какого-то времени он исчез отсюда, и в 1990—2000-х годах регистрировался в Дагестане только как случайно залётный вид.

028_4.jpg

Тугайный соловей. Фото Гаджибека Джамирзоева.

В начале 2010-х годов он снова появился в регионе, сперва в аридных предгорьях Южного Дагестана, затем в окрестностях Сарыкума и на Приморской низменности. В нынешнем сезоне сотрудники Дагестанского заповедника снова обнаружили тугайного соловья во время исследований в дельте реки Терек, от северных окраин Аграханского заказника до южных границ Кизлярского залива, между населёнными пунктами Крайновка и Брянск Кизлярского района. Тугайный соловей здесь селится по полупустынным ландшафтам с зарослями тамарикса. Во время наблюдений птицы парами держались на гнездовых участках, а самцы активно пели.

028_5.jpg

Сарезская белозубка. Фото Валерия Стахеева.

Другой новый вид заповедника — действительно новый. Это сарезская белозубка, некрупный зверёк с длиной тела около 5—6 см и примерно десятисантиметровым хвостом, относящийся к комплексу видов белохвостых белозубок (комплексом видов называют группу близкородственных видов, которые настолько схожи, что границу между ними не всегда удаётся ясно прочертить). Белохвостые белозубки — одни из самых слабоизученных млекопитающих в мире. За сто с небольшим лет их поймано не более тридцати особей, которых исследователи относили к 4—5 видам.

Обитает сарезская белозубка высоко в горах: в россыпях, скалах и других укромных местах. Во многом из-за особенностей местообитания её трудно изучать. Генетические исследования позволяют предположить, что на этой территории сарезские белозубки обитают давно, просто их редко замечали. Новый для России вид млекопитающих войдёт в «Атлас распространения млекопитающих европейской части России», который выйдет в 2024 году. Статья о находке опубликована в последнем номере «Русского териологического журнала».

По материалам пресс-служб особо охраняемых природных территорий.

Другие статьи из рубрики «Заповедные новости»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее