ПОД СТАРОЮ СОСНОЙ

Кандидат биологических наук Н. РЕЗНИК.

Ученые давно изучают взаимное влияние растений и их среду обитания и довольно в этом преуспели. Так, по наблюдениям А. М. Крышеня из Института леса Карельского научного центра РАН, "зоны влияния" разных растений имеют различную форму и размеры, причем отдельное растение влияет на ближайшее окружение не так, как растительное сообщество в целом.

Любое растение изменяет почву вокруг себя. Оно выделяет и поглощает разные вещества, роняет листья или хвою. Стекая по древесному стволу, дождевая вода меняет химический состав грунта. Состав почвы определяет разнообразие видов соседних растений, а также живущих в почве грибов и микроорганизмов, а это уже, в свою очередь, отражается на самом растении.

"Зоны влияния" растений, как уже было сказано, могут иметь разные размер и форму, да и проявляют они себя по-разному. Вот, например, одинокая 60-летняя сосна, уцелевшая после пожара 15-летней давности. За эти годы лесная растительность потихоньку начала восстанавливать ся. Можно проследить этапы реконструкции растительного сообщества. В радиусе 3 м вокруг дерева растут только лишайники, далее мох - политрихум и вереск, иван-чай, толокнянка и некоторые другие травы. Чуть поодаль в изобилии подрастают молодые березки, хотя в сосновом бору их не встретишь. А вот черники и брусники - непременных атрибутов сосняка - нет и в помине. Группа деревьев влияет на среду не так, как одиночное дерево, и наоборот.

На сосну, в свою очередь, оказывают влияние другие растения; например, сосновый лес никогда не вырастет среди пырея. Корневища этого сорняка создают сложную сеть и высасывают почвенные ресурсы в радиусе 4-6 см. В такой природной зоне сеянцы сосны погибают.

Эти наблюдения - не просто констатация общеизвестных фактов. Из них следует очень важный вывод - любое растение чрезвычайно чувствительно к среде обитания. Оно не будет расти во всяком месте, куда его воткнут, даже если климат подходящий. И садовод, и огородник, и работники служб озеленения городов должны учитывать, что росло на этом месте раньше, что растет по соседству, какие в почве грибы и многое другое. Бессмысленно разводить огород на месте сведенного леса, а елками озеленять московские улицы. Овощи не вырастут, а ели погибнут.