Музыка и дети

Занятия музыкой не делают детей умнее

Часто приходится слышать, что занятия музыкой идут на пользу детскому интеллекту, что у детей улучшается память, внимание, речевые способности и т. д. Что, разумеется, сказывается на академических успехах: так, несколько лет назад мы писали, что занятия музыкой в школе помогают в языковых предметах.

Однако авторы вышедшей на днях статьи в Memory & Cognition полагают, что польза от музыки для детей сильно преувеличена. (Наверно, стоит подчеркнуть, что речь идёт именно о занятиях музыкой. То, как влияет на человека простое прослушивание музыки – уже другой вопрос.) Исследователи проанализировали 54 научных работы, вышедших с 1986 по 2019 гг., на предмет того, насколько можно доверять описанным в них результатам. Например, детей, занимающихся музыкой, следует сравнивать с детьми, которые не занимаются музыкой – но, кроме того, их следует сравнить ещё и с детьми, которые занимаются чем-то другим, например, танцами, спортом и пр. И оказалось, что если принимать во внимание большую и меньшую корректность различных исследований, то окажется, что на общий интеллект, на развитие общих способностей занятия музыкой особенно никак не влияют. То есть ребёнок, безусловно, станет более музыкальным (тем более, если музыка ему интересна), у него будет развиваться музыкальный вкус, улучшаться моторные навыки, может быть, вырастет самооценка, но в алгебре он от этого лучше успевать не будет. Широкое убеждение о пользе музыки для других учебных предметов есть лишь результат неправильно интерпретированных наблюдений. И музыкой лучше заниматься ради самой музыки, а не ради успехов в чём-то другом.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее