В человеческом гиппокампе нашли инструмент для ассоциаций и категорий.
Идя по знакомой улице, мы следуем внутренней карте: мы знаем, где нужно свернуть, какая улица находится рядом с нашей, а какая – далеко, мы знаем, какие дома стоят вместе и какие в них есть магазины. Если улица незнакомая, то карта строится с нуля, но, так или иначе, окружающие объекты группируются у нас в уме по ландшафтно-картографическому принципу.
Однако мы группируем и классифицируем не только объекты ландшафта, но ...
Быстро запоминающиеся зрительные образы остаются надолго перед глазами – по крайней мере, нам так кажется.
Для чувства времени у нас нет никакого специального органа. Или, говоря точнее, время мы воспринимаем сразу всеми органами чувств, добавляя к сенсорным данным внутренние психические события. Мы как-то рассказывали, что некоторые нейронные цепочки в мозге работают
подобно часам
, но это часы по случаю, а вообще нейробиологи давно отказались от идеи, что где-то в мозге есть автономные ...
Успехи детей в освоении речи и языка зависят не столько от социального положения семьи, сколько от того, как часто они слышат чужую речь.
Одни дети начинают говорить раньше, другие позже, и эту разницу чем только не объясняли: числом языков, которыми владеют родители, гендерно-половыми обстоятельствами, наконец, социоэкономическим статусом семьи. Насчёт социоэкономического статуса действительно есть исследования, что
бедность
вредит мозгу
, и ничего удивительного тут нет: скверные условия ...
Счётные нейроны в человеческом мозге взаимно подавляют друг друга – но только тогда, когда у нас перед глазами не больше четырёх счётных объектов.
Если положить перед нами три яблока, или три ложки, или три котика – три чего угодно – и попросить нас сказать, сколько лежит объектов, мы не задумываясь ответим «три». То же самое будет и с четырьмя яблоками-котиками – четыре объекта наше восприятие тоже схватит мгновенно. Проблемы начинаются на пяти. Для пяти объектов уже нужно какое-то время, ...
Препарат, снижающий уровень сахара в крови, помогает запоминать сенсорные ассоциации.
Избыточный вес — это всегда проблемы с обменом веществ, и было бы странно, если бы проблемы с обменом веществ не затрагивали мозг. Так, мы рассказывали, что
при ожирении
плохо формируются новые нейронные цепочки и уменьшается доля
серого вещества
, особенно в зонах, отвечающих за память и за распределение сенсорной информации. Но если человек принимает лекарства, которые должны вводить обмен веществ в норму, ...
Кошки и собаки защищают хозяев от слабоумия
С возрастом мозг неизбежно начинает хуже работать — хотя, как мы писали недавно, этот возраст начинается
позже
, чем принято считать. Есть много рецептов, как затормозить ослабление умственных способностей, и обычно здесь говорят о том, что нужно больше двигаться и больше думать. Сотрудники Мичиганского университета сообщили на ежегодном съезде Американского неврологической академии, что есть ещё один способ поддержать стареющий мозг — завести ...
Если вам кажется, что после двадцати лет вы стали хуже соображать — это вам только кажется.
Считается, что мозг начинает слабеть после 20 лет. Ну, что значит слабеть — человек начинает чувствовать, что он, например, медленнее думает, что ему нужно больше времени, чтобы усвоить или понять что-то новое. Кто-то ещё говорит, что уходит свежесть ощущений, радость бытия и прочее в том же духе. И есть много исследований, которые подтверждают, что когнитивный пик приходится примерно на 20 лет.
А вот ...
По мере созревания мозг начинает иначе манипулировать сохранённой информацией.
У детей, подростков и взрослых память разная, и дело не только в том, что взрослые помнят больше. С возрастом мозг начинает иначе оперировать данными, которые хранятся в нём, и эти отличия можно увидеть, например, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), которая показывает, какие зоны мозга активны в данный момент.
Сотрудники
Техасского университета в Остине
, Университета Торонто и ...
Центры принятия решений в мозге следят за сердцем, и чем чаще оно сокращается, тем меньше нейронов занимается решением проблем.
Когда мы тревожимся, злимся — в общем, нервничаем, у нас учащается дыхание и сердцебиение. И в таком нервном состоянии мы неправильно отвечаем на вопросы, сворачиваем не туда, забываем что-то важное — словом, делаем массу ошибок.
Происходит так потому, что мозговые центры, которые отвечают за принятие решений, одновременно отслеживают уровень возбуждения по частоте ...
После бессонной ночи кофеин стимулирует внимание, но не помогает в более сложной умственной работе.
Мы настолько привыкли, что кофе и чай нас бодрят, делают внимательными и вообще помогают проснуться, что нам даже не обязательно их пить – два года назад мы писали о том, что достаточно подумать о
чае или кофе
, чтобы взбодриться. Вообще же действующее вещество в кофе (и чае) – кофеин. Он стимулирует выброс нейромедиаторов, с помощью которых нейроны передают друг другу электрические импульсы. ...
Для абстрактных размышлений мышиный мозг формирует у себя специальные группы категориальных нейронов.
Без категорий нам пришлось бы трудно. Мы говорим не о категориях в строгом философском смысле, но о способности видеть общее в объектах окружающего мира. Например, мы всегда узнаем стул, пусть он будет деревянный, или металлический, или пластиковый, зелёный или синий, старый или новый. Вне зависимости от того, как он выглядит, мы поймём, что он относится к роду стульев – мы легко определим его ...
Мы готовы терпеть боль, лишь бы не шевелить мозгами.
Если вам предложат выполнить сложный тест на память или выдержать сильную боль – что вы выберете? Вопрос странный, особенно, если за неудачу в тесте никакого наказания, никакого порицания вам не будет. Зачем терпеть боль, если можно просто подумать?
Тем не менее, для многих ответ тут неочевиден. В недавней статье в
eLife
исследователи из Университета Макгилла описывают эксперимент, участники которого должны были выполнить достаточно сложный ...
Переключая внимание с одного на другое, мы с трудом вспоминаем, что делали перед этим.
Жалуясь на память, мы часто валим всё на большой объём информации, который ежедневно обрушивается на нас. Но дело может быть не только и не столько в количестве информации, сколько в том, как мы с ней обращаемся.
Исследователи из
Стэнфордского университета
поставили эксперимент с восьмьюдесятью молодыми людьми в возрасте от 18 до 26 лет: им показывали какие-то картинки, которые постепенно менялись, и нужно ...
Чтобы различать между собой объекты окружающего мира, человеческий мозг использует сорок девять категорий.
Мы легко отличим собаку от стула, а стол от стола, но часто ли мы задумываемся, как нам это удаётся? С одной стороны, ответ лежит на поверхности: собака мохнатая, лает и бегает, а вот стул не бегает, зато на нём можно сидеть. То есть в каждом объекте мы видим набор признаков, которые в сумме и позволяют отличить одно от другого. Мы легко поймём, правильно или неправильно мы оценили ...
Занятия музыкой не делают детей умнее
Часто приходится слышать, что занятия музыкой идут на пользу детскому интеллекту, что у детей улучшается память, внимание, речевые способности и т. д. Что, разумеется, сказывается на академических успехах: так, несколько лет назад мы
писали
, что занятия музыкой в школе помогают в языковых предметах.
Однако авторы вышедшей на днях статьи в
Memory & Cognition
полагают, что польза от музыки для детей сильно преувеличена. (Наверно, стоит подчеркнуть, что ...
Чем лучше человек владеет иностранным языком, тем лучше он фокусируется на предмете и тем эффективнее переключает внимание с одного на другое.
Мы часто слышим о том, что иностранный язык улучшает умственные способности, что те, кто знает другие языки, кроме родного, эффективнее переключаются между задачами, меньше отвлекаются, более сосредоточены и т. д. Но научные данные на этот счёт остаются довольно двусмысленными.
К работам, которые утверждают, что иностранный язык
помогает думать
, ...
Даже без тренировки собаки способны оценить количество объектов.
Мы можем приблизительно оценить количество предметов, не вдаваясь в точные подсчёты. Для этого у нас в мозге есть даже специальные зоны, которые активируются, когда мы говорим сами себе, что на столе примерно десять яблок, или что в автобусе около двадцати человек, и т. д. Такое умение есть не только у людей, но и у обезьян, собак, рыб и пчёл. Правда, в экспериментах с животными их всё-таки долго тренировали, и тогда возникает ...
Улучшить внимание можно, если подавить альфа-волны в своём мозге – даже если не знать, как это у вас получается.
Очень многие из нас хоть раз в жизни думали о том, чтобы стать более внимательными, и очень многие из тех, кто так думал, пытались использовать какие-то психологические упражнения, иногда на грани магии. Исследователи из
Массачусетского технологического института
предлагают свой способ усилить внимание, и никакой магии в нём нет – нужно просто уметь подавлять альфа-ритмы в ...
Повреждения в информационном «шлейфе», связывающем левое и правое полушария, сказываются на когнитивных способностях.
Полушария мозга соединены несколькими нейронными информационными «шлейфами», главный из которых называется мозолистым телом. Это 200–300 нейронных отростков-аксонов, связывающие симметричные места обеих полушарий (хотя некоторые нервные волокна мозолистого тела связывают и несимметричные места, например, лобные извилины с теменными). Известно, что мозолистое тело особенно ...
Если судить по ДНК зародышей, будущие дети почти не отличаются друг от друга по росту и по IQ.
Медицинские успехи молекулярной биологии волей-неволей наводят на мысль, что с её помощью мы уже сейчас вполне можем конструировать генетический портрет будущих детей. Речь не только о том, чтобы с помощью генетического редактирования избавить эмбрион от опасных мутаций – подобно тому, как это было сделано с взрослыми людьми, страдающими от
генетических болезней крови
. Речь ещё и о том, чтобы ...
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее