Самый быстрый рак

Морской рачок щёлкает клешнёй за 50 микросекунд

Рачок-бокоплав из рода Dulichiella.(Фото: Wikipedia

Одна из передних лапок у самцов рачка-бокоплава Dulichiella cf. appendiculata превращена в огромную клешню – её масса составляет треть от массы всего рачка. Клешня не только очень большая, но и очень быстрая: чтобы её сомкнуть, самцу нужно не более 50 микросекунд – это в 100 000 раз быстрее того, как моргаем. За секунду рачок может сомкнуть клешню несколько тысяч раз. Такая скорость тем удивительнее, что бокоплавы – водные животные, и вода должна была бы мешать им щёлкать клешнями. Можно представить, с какой скоростью они бы смыкали свою клешню на воздухе. Исследователи из Университета Дьюка, опубликовавшие в Current Biology свои наблюдения за рачками, пишут, что когда рачок смыкает клешню, в воде вокруг появляются кавитационные пузырьки – из-за сильного перепада давления в воде образуются пустоты.

Бокоплавы, или разноногие, относятся к группе высших раков. Они очень невелики, обычно не более сантиметра длиной. Бокоплавы Dulichiella cf. appendiculata питаются мёртвыми водорослями. Зачем они щёлкают клешнёй, исследователи пока не знают, но предполагают, что это может быть способ коммуникации: самцы могут сообщать самкам, где они находятся, и одновременно предупреждать других самцов-конкурентов, чтобы они не вторгались на их территорию.