Гибридный клон

В России клонировали гибрид домашней овцы и дикого барана

Архар. (Фото: Paulo Fassina / Flickr.com

Клоны гибрида получили Сотрудники Всероссийского НИИ животноводства имени Л. К. Эрнста. Сначала они получали гибридные эмбриональные клетки, в которых ¾ генома было от овцы, а ¼ — краснокнижного архара. Эти эмбриональные клетки должны были стать донорами ядер в соматическом клонировании. Суть его в том, что из яйцеклетки удаляют её собственное ядро, а вместо него вводят ядро какой-нибудь клетки. Теперь яйцеклетка будет руководствоваться новыми генетическими инструкциями — организм, который получится, будет нести в себе гены клетки-донора, отдавшей своё ядро.

Ядра гибридных эмбриональных клеток с мужским набором хромосом пересаживали в яйцеклетку, некоторое время культивировали развивающиеся эмбрионы в лаборатории, чтобы оценить их шансы выжить, а потом ветеринарные хирурги пересаживали эмбрионы овцам, которые должны были их выносить.

Таким способом появилась на свет знаменитая овечка Долли и ещё множество других животных, от рыб и лягушек до обезьян. Однако гибридных овец с генами от диких родственников до сих пор никто не получал. С помощью клонирования гибридов можно создавать животных с нужными характеристиками (если речь идёт о сельском хозяйстве) и пополнять популяции малочисленных диких видов, чтобы они не исчезли с лица земли — особенно, если удастся повысить эффективность технологии, сделав её поточной.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России и Российского научного фонда.