Цитата |
---|
Александр Антонов пишет: Предлагаю взглянуть на проблему творческой работы с позиции НЛП: Фрустрация. Многие психологи не придают большого значения фрустрации, хотя большинству людей она хорошо знакома. Наверняка вам иногда казалось, что вы зашли в тупик, или ходите по замкнутому кругу, или же что вы готовы все бросить. Парадоксально, но фрустрация является важной составной частью процесса мышления. Многие выдающиеся мыслители признавались, что в их жизни были периоды фрустрации, сомнении, депрессии, когда они готовы были опустить руки и сдаться. Но при этом эти люди отмечали, что именно в такие моменты они чаще всего испытывали озарения и даже делали выдающиеся открытия. Наши тело и ум порой как бы подают нам знаки, говорящие о том, что надо предоставить процесс самому себе, дать ему возможность свободно протекать на подсознательном уровне. Если вы ощутите подобные знаки, на какое-то время отложите свою проблему. В противном случае ваша деятельность будет не продуктивной, и вас охватит еще большая фрустрация. Просто займитесь каким-нибудь другим делом или подумайте о том, что не имеет непосредственного отношения к вашей проблеме. Стадия инкубации. На этой стадии не следует сознательно контролировать события. Отдохните от своей проблемы. Термин «инкубация» происходит от латинского слова, означающего «лежащий под, сложенный». И это идеальная аналогия – вы прекратили попытки, успокоились, выбросили проблему из головы. В отличие от стадии анализа, которая может быть включена в ваш распорядок дня, стадия инкубации не поддается временному контролю. Здесь действуют свои правила, и нам не следует в них вмешиваться. Вы не можете потребовать от своего сознания, чтобы к пяти часам вечера оно послало вам озарение. Инкубационный период может длиться от нескольких секунд до десятков лет. Вы можете несколько недель думать о какой-то сложной проблеме, а решение вдруг придет к вам посреди ночи или в какой-нибудь другой момент, когда вы меньше всего этого ожидаете. Активным, энергичным людям бывает нелегко признать необходимость стадии инкубации, так как она, на их взгляд, противоречит их стремлению действовать. Таким людям кажется, что они утрачивают контроль над ситуацией, если не делают ничего конкретного. Тем не менее стадия инкубации необходима, если вы хотите достичь цели и решить свои проблемы. Некоторая временная пассивность пойдет вам только на пользу. Озарение. Это, пожалуй, самая приятная стадия процесса решения проблем. В состоянии задумчивости и отрешенности у вас могут возникнуть почти гениальные идеи, благодаря которым вы сделаете мощный рывок вперед. Решение как будто поднесут вам на блюдечке. Такие озарения возможны благодаря деятельности правого полушария головного мозга и связанной с ней интуиции. Они сыграли большую роль в истории науки. Обычно озарение приходит тогда, когда сознание занято какими-нибудь отвлеченными размышлениями, и поэтому пришедшее в голову решение расценивается как полная неожиданность и даже может вызвать шок. Сложная ситуация скорее прояснится в тот момент, когда человек отдыхает (например, во время прогулки, где-нибудь вдали от работы). И вряд ли решение появится, если он изнуряет себя безуспешными попытками справиться с трудной задачей. Творческое и логическое мышление. Очень важно понять разницу между творческим и логическим мышлением. Творческое решение проблем подразумевает отказ от привычного, логического, подхода и готовность использовать иные возможные подходы. Творческому мышлению следует уделить особое внимание. Мозг представляет собой своеобразную систему обработки информации, напоминающую компьютер. Однако процесс обработки информации компьютером носит активный характер, в то время как этот же процесс в нашем мозгу протекает пассивно, автоматически. Мозг сам создает такие условия, в которых информация обрабатывается без участия нашего сознания. |
Есть проблема или задача, которую надо, вернее хочется решить. Т. е. существует активная заинтересованность в решении проблемы. Поставлена конкретная цель.
Активная заинтересованность крайне важна, поскольку, это эмоции.
Только эмоции, чувства способны заставить работать первую сигнальную систему. Без эмоций она работать не будет. «Завтрашняя радость» (а это обязательно образы) является настоящим стимулом к жизни. Отсутствие такой перспективы – приводит к унылому существованию.
Если есть заинтересованность, но нет решения… это отрицательные эмоции - цель не достигнута.
А человеку плохо, если у него отрицательные эмоции. Поэтому, задачу надо решить, добиться успеха, положительных эмоций. (Если проиграл сегодня – завтра будешь стремиться отыграться.)
Т.е. отрицательные эмоции являются сильным стимулом к действию, к познанию, активируют работу ассоциативной коры.
Ассоциативная кора – это, собственно, огромная, автоматизированная библиотека… где хранятся «мгновения нашей жизни» с самого младенчества.
Но не только жизненные «мгновения». Образы фильмов, книг, отсмотренных телепередач, газетные статьи, учебники, музыка… то есть, всё – весь процесс, дубликат нашей жизни. Это не просто много… это очень много.
Сама библиотека ни в чём не заинтересована, как, впрочем, и лобные доли, которые тоже, по сути, библиотека, но второго сигнала. Их активность автоматическая, рефлекторная. Вся эта система работает только под влиянием эмоций или воли.
Воля – это направленное, произвольное внимание. Хочешь – не хочешь, а вставай и делай.
А эмоции – это непроизвольный процесс. Волевым усилием ими управлять нельзя. Нельзя приказать себе – полюбить жабу или разлюбить бифштекс. (Эмоции можно корректировать, направлять… но только через образы)
А теперь, что происходит: Поставлена эмоционально привлекательная задача.
Знания, которые были усвоены при обучении… с помощью произвольного внимания, с помощью слов… – не имеют решения. Мы изучили весь доступный материал, но решения проблемы нет и в нём.
Значит, надо подключать мышление и, творчески, перерабатывать имеющуюся информацию, чтобы на её основе… или, напротив, отринув эту основу, как ложную… найти какое-то оригинальное, нестандартное решение.
На такое способна только ассоциативная кора, с её огромными возможностями ассоциирования, совмещения разного материала.
Но работать она может только под влиянием заинтересованного, непроизвольного внимания. Не без участия второй сигнальной… которая, по всей видимости, тоже работает, в это время, – непроизвольно. Есть же переднее ассоциативная кора.
В чём заминка? Два вида внимания – произвольное и непроизвольное – одновременно работать не могут.
Тут уж, или активное действие, или спокойная, углублённая задумчивость. Что-нибудь одно.
Но, активному действию – детей, целенаправленно, учат. А «углублённой задумчивости» - нет!
Творческие умы – сами приходят к этому состоянию, хотя, первоначальное, правильное развитие должно было иметь место.
Отсюда – перечисленные вами этапы: Фрустрация – когда период активного исследования – не привёл к положительному результату. Инкубация – происходит подсознательная обработка данных. Озарение – когда решение обозначилось, но ещё не обработано.
Что касается творческого или логического мышления…
Мышление – это один процесс… оно не может быть творческим или логическим… никакое мышление, кроме абсурдного, без логики – невозможно. И даже в абсурде есть своя логика.
Все эти заморочки, насчёт творческого… логического… придуманы людьми с ущербным мышлением.
Есть разный баланс, преобладпние того или иного сигнала в мышлении... Повторяю, усильте эмоции - будет поэт. Кто-нибудь хочет сказать, что в поэзии отсутствует логика?