Цитата |
---|
Meshulam пишет: Эти вещи, по-моему, взаимосвязанные, механически без массового образования и саморазвития (в том числе элит) отмирания старого и нарастания элементов нового не происходит. |
Цитата |
---|
Вы уверены, что это не фейковая цитата Вольтера? |
Есть более развёрнутая цитата, но с другим переводом. Вместо слов "быдло" и "кнут" говорится "чернь" и "узда":
«Мне кажется, что нужно проводить различие между собственно народом и обществом философов, стоящих над народом. Совершенно очевидно, что во всех странах для черни нужна крепкая узда, и что, если бы под управлением Бейля было, пять или шесть сотен крестьян, он не преминул бы им возвестить вознаграждающего и карающего бога.»
Это из книги Кузнецова "Франсуа Мари Вольтер". Ссылка ведёт к Державин К. Н. Вольтер. М., 1946 и ещё ранее - Voltaire. Oeuvres completes. Garniers freres. Edition de Louis Moland. V. 1—52. Paris, 1877–1882
Вообще у Вольтера не было цельной философской системы. Его взгляды были довольно эклектичны. Настолько, что некоторые считают его скорее не философом, а очень остроумным писателем и драматургом и, как сейчас выражаются, общественным деятелем.
В книге «Философия истории», вышедшей в 1765 году, Вольтер прямо называл крестьян «дикарями», подобными туземным народам Африки и Америки. Он характеризовал их как людей отсталых, грубых и интеллектуально неразвитых. По его мнению, сельские жители неспособны к какой-либо политической активности.
«Таких дикарей хватает по всей Европе. Притом надо признать, что канадские племена и кафры — те, кого нам угодно называть дикарями, — бесконечно превосходят наших собственных дикарей. Гурон, алгонкин, иллинойс, кафр, готтентот умеют сами изготовлять все то, в чем нуждаются, а наши мужланы не владеют подобным искусством. Племена Америки и Африки свободны, а нашим дикарям неведомо само понятие о свободе»
Да, Вольтер проповедовал равенство и свободу, но понимал это равенство не совсем так, как мы сейчас.
В статье "Равенство" в "Философском словаре" он писал: "На нашей несчастной планете невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были бы разделены на два класса - один из угнетателей, другой - из угнетенных... Человеческий род такой, каков он есть, не может существовать без множества полезных людей, не имеющих ровно ничего."
Цитата |
---|
Не гарантирует. Также как не гарантирует гуманизм высокий уровень экономического развития. |
Цитата |
---|
Ну а что ж она должна была в крепостные крестьянки податься что ли... |