Цитата |
---|
Gavial пишет:
Категории пространства и времени более философские, чем физические, и прими физики в расчет особенности нашего (человеческого) восприятия мира, многие проблемы ОТО решились бы вполне естественным образом. Увы! Сама возможность такого подхода вызывает у них нечто вроде психологического ступора. |
В принципе, всю полемику в этой теме можно свести к простому вопросу, поочередно элиминируя из него физику, философию, лирику и математику. И вопрос этот, наверное, будет звучать таки опять в виде того же спорного противостояния между Пуанкаре и Эйнштейном, как он звучал и в их времена: "Отвергает ли ТО абсолютное пространство?". Тем более, если учесть признание самого Эйнштейна, сделанное им в 1953 году относительно того, что предмет преодоление понятия абсолютного пространства представляет собой "процесс, который, по-видимому, не закончился еще и поныне".
* * *
Конечно, с 1953 года, - считаем, - прошло 57 лет, и за это время много воды утекло, - как теоретической, так и экспериментальной. Чаша весов скорее сейчас перевешивается в сторону релятивистской теории пространства, нежели в сторону абсолютистской или в сторону иных, - всех мастей эфирного оттенка теорий. Но червь сомнения, возникающий из-за факта «вообразить трудно, а формулы ведь могут и врать…», - не дает воспаленному кроманьонскому мозгу окончательно утихомириться так, как в случае, предположим, выполнения им лабораторной работы по теме «Закон Ома» в средней или в высшей школе, когда двигая движок реостата, воочию удостоверяешься в том, что формула
I = U/R соответствует реальным показанием стрелки амперметра.
* * *
Соорудить же в рамках проведения лабораторной школьной работы кусочек мира с кривизной пространственно-временного континуума, увы, пока не представляется возможным. По другому, - это тогда, когда нажав кнопочку лазерной указки, увидеть, что луч из нее, выходя по прямой, не стремится упереться в стенку розовеньким пятнышком, а начинает бегать по кругу подобно летающему по внутренней стенке цирковой бочки мотоциклисту- аттракционисту, образуя световое кольцо. И "бегает" этот луч вокруг какой-то маленькой, но супер-пупер-сверх-плотненькой и сверх-архи-массивненькой штуковины, которая, если верить школьному учителю физики, генерирует соответствующее гравитационное поле, искривляющее локально в пределах школьного кабинета физики пространство так, что оно начинает представлять собой эту самую "бочку", по внутренней стенке которой и начинает "бегать" луч …
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------