Цитата |
---|
павел романов пишет: Александру Антонову: В подобных случаях помогают не только слова, но и так называемое "невербальное общение". Если девушка из примера - не чудо японской робототехники, то свои слова она подкрепит жестами, выражением лица, позой тела и так далее. Кстати, возможно на разнице между словами и позой, выражением лица девушки и погорел некий Стросс-Кан! |
Вы вплотную подошли к травмирующему действию, которое проявляет шизофрению.
Радостный ребёнок приходит из школы домой и говорит - папа, погляди, какую я игрушку сделол, учительница меня похвалила. Папа неохотно отрывается от газеты, мельком взглянул на игрушку и говорит - да сынок, молодец. Вербально похвалил, а не вербально выказал полное безразличие. Это называется метод двойного послания. Это психологическая травма для людей с предрасположенной шизофренией.
Ежели девушка в столовой при вопросе, что вам дать, при этом соблазнительно подмигнёт, то у шизофреника может возникнут приступ. Он будет в полной прострации от такого двойного послания.
У людей структурирование сообщений и значимых действий и их категоризация отличаются большей сложностью. Однако примечательно, что наш словарь довольно слабо развит для такой дифференциации, и для передачи этих высоко абстрактных, но жизненно важных маркеров мы преимущественно опираемся на различные невербальные средства, такие как поза, жест, выражение лица, а также контекст коммуникативной ситуации.
Шизофреник демонстрирует изъяны в трех областях коммуникативного функционирования:
a) он сталкивается с трудностями в приписывании правильной коммуникативной модальности сообщениям, которые он получает от других;
b) он сталкивается с трудностями в приписывании правильной коммуникативной модальности сообщениям, с которыми он сам вербально или невербально обращается к другим;
c) он испытывает трудности в приписывании правильной коммуникативной модальности собственным мыслям, ощущениям и восприятиям.
Это можно сравнить с подходом фон Домаруса (Von Domarus, 1944) к систематическому анализу высказываний шизофреников, фон Домарус полагает, что высказывания (и мысли) шизофреника содержат ошибки в построении силлогизмов. Так, Барбара, страдающая шизофренией, строит свои высказывания на неправильных силлогизмах, в которых - согласно этой теории - делает умозаключения на основе отождествления предикатов посылок. Примером такого ошибочного силлогизма может быть построение:
Люди смертны. Трава смертна. Люди - это трава.
Речь шизофреника богата метафорами. Однако метафора является незаменимым орудием мышления и выражения чувств, характерным для всякой человеческой коммуникации, даже научной. Особенность шизофреника не в том, что он пользуется метафорами, а в том, что он не помечает их как таковые. Он испытывает особые трудности в обращении с сигналами того класса, члены которого квалифицируют логический тип других сигналов.
Коммуникация методом двойного послания (ДП) в основе своей проявляется в семейной обстановке. Двое или более участников. ДП-ситуация не обязательно создается исключительно матерью; она может складываться и при участии обоих родителей или, возможно, братьев и сестер. Это не единичное травматическое переживание, а некоторый повторяющийся опыт, в результате которого ДП-ситуация становится привычным ожиданием. Вторичное предписание относится к более абстрактному уровню и обычно передается ребенку невербальными средствами. Это могут быть поза, жест, тон голоса, значимое действие, нечто подразумеваемое в словесном комментарии. Оно может противоречить любому элементу первичного запрещения. Вербальные формулировки вторичного предписания, следовательно, могут быть чрезвычайно разнообразными. Например: "Не считай это наказанием", "Не считай, что это я тебя наказываю", "Не подчиняйся моим запретам", "Не думай о том, чего ты не должен делать", "Не сомневайся в моей любви. Мой запрет является (или не является) ее выражением" и т.д. Возможны также случаи, когда "двойное послание" создается не одним индивидом, а двумя, например, один из родителей может отрицать на более абстрактном уровне предписания другого. Если ДП-ситуации имеют место в раннем детстве, то очевидно, что ребенок не может их избежать.
Полный набор составляющих перестает быть необходимым, когда жертва приучается воспринимать мир в стереотипах (patterns) "двойного послания". Почти любой фрагмент ДП-паттерна может теперь быть достаточным для того, чтобы вызвать панику или ярость. Стереотип конфликтных предписаний может воспроизводиться даже галлюцинаторными голосами (Perceval, 1836, 1840).
В дзен-буддизме высшая цель состоит в достижении просветления. Мастер Дзен стремится различными способами вызвать просветление у ученика. Один из этих способов состоит в том, что он заносит палку над головой ученика и свирепо говорит: "Если ты скажешь, что эта палка реальна, я ударю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя. Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя". Шизофреник постоянно оказывается в подобной ситуации. Только он достигает не просветления, а состояния дезориентации. Ученик Дзен может, например, протянуть руку и выхватить палку у учителя, который, вероятно, примет такую реакцию. Шизофреник лишен подобного выбора, поскольку он едва ли может проявить такую "непривязанность" к межличностным отношениям, а цели и сознание его матери мало походят на цели и сознание учителя Дзен.
Данный материал озвучен благодаря Г. Бейтсону.