Наша жизнь построена на достижении наиболее вероятных результатов в любой сфере деятельности. Вся система взаимоотношений, воспитания, образования настроена на наиболее вероятные, а это значит средние результаты деятельности человека. Чем дальше, тем эта настройка становится жестче. Людям, умеющим думать на уровне выше среднего в ней нет места. Вот и получаем «ширпотреб» вместо высококлассной продукции. С точки зрения большинства, воспитанного этой системой, все правильно. Иметь без всяких усилий курицу во дворе вернее, чем журавля в небе. Большинство представителей власти, чиновников разного ранга, к сожалению, из этого большинства. Мы уже не способны поверить в маловероятное, а значит, и достичь его. Тем не менее, среди нас находятся люди, достигающие выдающихся, а значит и менее вероятных, по сравнению со средними, результатов своей деятельности. Охотник попадает белке в глаз, токарь обрабатывает деталь с уникальной точностью, спортсмен становится олимпийским чемпионом, артист достигает невероятного перевоплощения, врач выполняет уникальные операции, ученый получает Нобелевскую премию и так далее. Таких людей мы называем мастерами своего дела, выдающимися людьми, гениями. Сколько их среди нас? Большинство из них не признано. Как им живется в нашей «серости»? Наверняка не очень комфортно. Система автоматически отсекает всех кто выше «серого» стандарта, усредняет умы и ограничивает возможности людей и всей страны. Основной инструмент – ЕГЭ после школы, направленный на проверку базы данных вместо выявления знаний и главное - умения думать, не способствующий выявлению нестандартно мыслящих, талантливых ребят. Как известно, умение думать отличает человека от машины. ЕГЭ не позволяет выявить это качество, оно выявляется только в личной беседе с другим человеком, а не в общении с машиной. Чистота проведения ЕГЭ то же вызывает сомнения. Человек проверяется как робот, как ОТК на заводе проверяет некую неодушевленную продукцию. Далее «серость» по результатам ЕГЭ попадает в высшие учебные заведения, в производство, в научные лаборатории, в чиновничьи кресла. «Серость» воспроизводит саму себя в еще больших масштабах. Робот не может творить, он может только работать на уровне достигнутого «серого».
Может быть, мы уже достигли пределов развития, основанного на стремлении к наиболее вероятному результату, на воспитании «среднего» человека? Не настала ли пора направить основные силы на выращивание талантов, на маловероятное, невозможное с точки зрения большинства? Вернуться к классической форме проведения экзаменов? Не назрела ли необходимость предоставить свободный выбор формы проведения экзаменов? В конце концов, возможность выбора – признак демократии, о которой не устают говорить представители власти.
Настрой системы на средний уровень ведет к деградации самой системы образования. Поголовное среднее образование разве не самообман? Любой учитель средней школы знает, как в погоне за ним, в угоду нужных показателей, выдаются свидетельства об образовании выпускникам, чьи знания ниже уровня начальной школы. Учить надо тех, кто хочет и способен учиться. В глазах общества труд учителя обесценен, педагогические университеты работают вхолостую, молодых учителей в школах нет. Каждый знает, что независимо от успеваемости и поведения, любой ребенок регулярно, в течении одиннадцати лет посещающий школу, получит документ об образовании. Если учителя не захотят, их заставят. При сохранении такой тенденции – учитель вовсе не будет нужен. Будет достаточно иметь здания, называемые школами, запирать в них на пол дня детей в течении десяти лет и считать что они получили среднее образование.
Учитель по отношению к ученику бесправен, не имеет «ни кнута, ни пряника», одни обязанности. Он вынужден понижать на уроках изложение учебного материала до уровня понимания наименее способного к учебе ученика в классе. Требование властей одно: всеми правдами и неправдами необходимо дотащить его до «успешного» окончания школы. Одаренному от природы ученику нет необходимости работать, он легко, без усилий усваивает все, получая знания на уровне понимания самого отстающего, а со временем вовсе перестает работать. В результате происходит уравнивание всех по уровню самого тупого в классе.
Кто от всего этого выигрывает? Только чиновник от образования. Его хвалят за «успехи», Уровень образованности населения «растет», могут предложить перейти на вышестоящую должность. .
Талант не обязан заявлять о себе. Общество, государство вся система взаимоотношений, воспитания и образования должны быть настроены на его выявление и развитие. К сожалению, мы все дальше уходим от этого. «Серость» наступает, чиновники проводят реформу образования.
Талант не должен быть затоптан, как сейчас, в самом начале. Только тогда будет возрастать уровень среднего, и мы перестанем отдавать предпочтение всему иностранному. Каков первый шаг в этом направлении? Я думаю – упразднение ЕГЭ, повышение статуса учителя, наделение его правами по отношению к ученику и ответственностью за их применение. И, наконец, пора прямо заявить: люди не могут обладать равными способностями, для одних предел в образовании – начальная школа, для других такого предела не существует. Так кого мы должны учить?
Изменено:
дедушка - 15.04.2010 20:12:12
(текста)
Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не соответствовать критериям научности.